Тема 20. Индивидуальное и общественное благосостояние

Аналитическое направление в западной экономической науке - экономика благосостояния - локализирует философские, экономические, общественные и политические детерминанты достижений цивилизации.

В последние десятилетия проблема благосостояния в западной теории рассматривается в двух основных аспектах (причем общим для обоих аспектов является стремление приблизить теорию к реальности). Первый аспект - это конкретно-историческое наполнение понятия "индивидуальное благосостояние" с точки зрения критериев "качества жизни", которых насчитывается от 5 до 35 в разных странах (экономических, политических, социальных, психологических): потребление, внерабочее время, изменение окружающей среды, факторы здравоохранения и образования, безопасность существования, участие в управлении, чувство цели, уровень доходов и т.д.

Второй аспект - это такое исследование механизмов реализации благосостояния, которое стремится преодолеть абстракцию "конкурентного рынка" и учесть реальную структуру социально-экономических отношений.

Во всех новых тенденциях западной науки признается, что в результате расширения индивидуальных возможностей в конце XX века основой и главным источником общественных преобразований становится индивид, а индивидуальное благосостояние выдвигается в качестве фундаментальной проблемы социально-экономического развития.

Поскольку индивид активно воздействует на жизнь, выявляя направления общественного прогресса, главной обязанностью общества становится вознаграждение индивидуальной инициативы, контроль за мерой труда и мерой потребления.

К числу теоретических проблем, которые предстоит решить в процессе формирования отечественной теории благосостояния, относятся: оценка общественной и экономической системы, критерии ее эффективности; выбор целей и средств для достижения экономической оптимальности; возможности механизма спроса - предложения в удовлетворении индивидуальных потребностей; разработка программ по социальному обеспечению и преодолению бедности; экологических программ; законодательству по благосостоянию.

215

§ 1. Понятия индивидуального и общественного благосостояния

Поскольку экономическое благосостояние зависит от количества годового национального продукта и численности населения, важнейшим представляется исследование соответствия потребления и потребностей индивидов.

В условиях перехода к рынку объектом исследования становятся способы действия и принципы, в соответствии с которыми потребление достигает максимального удовлетворения потребностей. Эта концепция является краеугольным камнем любой теории нормальной рыночной экономики. Осуществление принципа максимизации удовлетворения при минимуме затрат приводит к общему экономическому равновесию. При этом эффективное использование ресурсов должно сочетаться с более равномерным распределением доходов в обществе. Равенство предложения и спроса должно рассматриваться как важнейшее условие динамического равновесия, оценивающегося как равновесие темпов роста совокупных макроэкономических величин - дохода, капитала, рабочей силы и уровня техники. Кроме того, при решении проблемы благосостояния следует учитывать социальный аспект: функция благосостояния должна отвечать индивидуальным предпочтениям, отражать суверенитет потребителя. Важнейшими элементами последнего, а также равновесия экономики в целом являются гарантированный доход, удовлетворение потребностей в образовании, здравоохранении, информации для обеспечения свободы индивидуального выбора.

Экономическое развитие должно быть функцией индивидуального благосостояния, так как общественное благосостояние отражается в оценке отдельных личностей, зависящих от их образа жизни и системы ценностей.

Общественное благосостояние правомерно отождествлять с максимизацией благосостояния предельно большего числа индивидов. Поэтому теория благосостояния призвана изучать уровень благополучия каждого индивида и взаимодействие разнообразных экономических методов, влияющих на индивидуальное благосостояние, а также реакцию индивида на происходящие в результате такого воздействия изменения.

Государство призвано способствовать усилиям индивида по созданию благосостояния: а) устанавливая контроль над бизнесом; б) разрабатывая эффективную систему налогообложения;

216

в) принимая законы о гарантированных доходах; г) развивая художественное творчество и др.

Благосостояние индивида зависит от успешности выполнения его жизненного плана, реализации принципа социальной справедливости и минимума материального обеспечения в обществе. В целом индивидуальное благосостояние можно определить как функцию факторов, создающих окружение (среду) индивида:

где: Wi - благосостояние i-го индивида, n - число факторов, главным из которых является индивидуальный потребительский выбор, присущий соответствующим предпочтениям индивида.

Индикатором экономического благосостояния признан уровень национального дохода на душу населения, а индикатором государственного контроля над благосостоянием - перемещение доходов и ресурсов между индивидами. Для временного и территориального анализа благосостояния существуют демографические, экономические, политические, культурные индикаторы.

Наряду с объективными факторами, индивидуальное благосостояние зависит от оценочного отношения индивида к своей жизни, ценностной ориентации и воли к реализации целей.

Главным вопросом теории благосостояния в условиях рынка является экономическая оптимизация, которая понимается как максимальная производительность затрат труда, достижимая при рациональном использовании ресурсов. В точке оптимума производительные силы сопрягаются с суммой потребностей, производственный потенциал соответствует потребительскому потенциалу. Исчерпание всех производственных возможностей и насыщение потребностей всех членов общества считаются признаком оптимума. Результатом оптимизации являются цены, так как оценки - это средства определения оптимального состояния экономики. Экономико-математическая теория, разработанная западными и отечественными экономистами-математиками (А. Курно, И. Госсен, В. Тюнен, Л. Вальрас, Дж. Хикс, П. Самуэльсон, А. Вальд, К. Эрроу, Ж. Дебре, Л. Мак-Кензи, Д. Гейл, А. Гранберг, Л. Канторович,

217

В. Лившиц, В. Полтерович и др.) подтверждает необходимость рынка, децентрализации1.

Для создания оптимальных социальных условий максимизации индивидуального благосостояния необходима устойчивость общего конкурентного равновесия, которая, в свою очередь, зависит от высокой экономической культуры потребителей и производителей, их умения участвовать в ценовой конкуренции, ориентироваться на максимизацию полезности. Конкурентное равновесие в условиях совершенного рынка воплощает форму оптимума.

Определяя индивидуальное благосостояние как сумму благосостоянии большинства членов общества, авторы вышерассмотренных концепций выступают одновременно интерпретаторами определенного этапа развития государства и рынка. Во всех этих теориях мы четко прослеживаем проблему соотношения индивидуального и общественного благосостояния, взаимосвязь этих понятий с развитием экономики, человека и его потребностей, с историческим развитием.

§ 2. Формирование благосостояния на рынке

Общепризнано, что конкуренция ведет к снижению удельных затрат и цен через рост производительности труда, экономию ресурсов, отбор наилучших с точки зрения эффективности вариантов НТП, позволяет оценить труд, вознаграждая по результатам. Интерес к ней - это ключ, открывающий отрасли и внутренний рынок для новых экономических агентов, концентрации, кар-телизации, протекционизма против внешней конкуренции.

Рынок доказывает возможность приближения W к W*, где W* - благосостояние, W - оптимальное использование ресурсов.

Конкурентное предпринимательство совместимо с высокой социальной мобильностью, выбором стиля жизни и источника доходов соответственно индивидуальным способностям и склонностям. Следовательно, между эффективностью рыночной экономики и индивидуальным благосостоянием существует

218

положительная связь. Рынок задает своим участникам цены, ориентирующие производство на удовлетворение потребностей (так как они выражаются в спросе) и на лучшую комбинацию факторов производства. В условиях рынка потребители быстро формируют и изменяют свои предпочтения в зависимости от цен, вырабатывая рациональное поведение, адекватное коллективному благосостоянию. Но для этого необходимы определенные условия, главными из которых являются совершенная конкуренция и производственные возможности, основанные на убывающей отдаче последовательных затрат. При совершенной конкуренции рынок имеет свойства максимизации экономической эффективности, поскольку: а) неограниченное количество продавцов на каждом товарном рынке устраняет диктат производителя; б) все имеют равные условия доступа к ресурсам, технологиям и видам деятельности, которые означают единство цен производственных факторов и равный доступ к кредитам. Конкуренция создает заинтересованность собственника в реинвестировании прибылей, являясь "дефиницией поведения на рынке" (Дебре, 1959).

Современная теория совершенной конкуренции основана на теории предельной производительности и горизонтального спроса, суть которой определяется следующим образом: экономика будет функционировать эффективно, если производственные возможности и ресурсы используются, исходя из принципа экономии1.

Теория общего рыночного равновесия разрабатывалась Вальрасом (1884), Сраффой (1926), Чемберлином (1933), Робинсон (1933), Хиксом (1939), Негиши (1961), Эрроу (1971), Маршаком (1974), Селтеном (1974) и другими учеными. Первая модель общего экономического равновесия была создана Л. Вальрасом. Формальное моделирование рынков началось в 1838 г. с модели количественного набора Курно, установившего связь цены и спроса и определившего цены в соответствии с предельными затратами.

Научный анализ системы рыночного равновесия предусматривает применение линейного программирования, сравнительной статики. В частности, в их задачи входят вопросы изменения производства и потребления при изменении: 1) ресурсов; 2) уровней полезности; 3) технологии производства; 4) структуры предпочтений потребителей. Леонтьев и Нейман в замкнутой

219

системе равновесия объединили потребление одной отраслью, назвав потребительские товары затратами, а трудовые услуги - выпуском, игнорируя при этом связи в потреблении (такие, как отраслевые связи в экономике). Однако было бы неверно считать, что устойчивость равновесия вытекает из самого существования рынка. Необходима высокая экономическая культура агентов, умение участвовать в ценовой конкуренции, ориентировка на максимизацию полезности.

Наилучшая из возможных комбинаций индивидуального благосостояния присуща концепции общего рыночного равновесия, отклонение от которого связано со снижением удовлетворения одних индивидов, большим, чем прирост удовлетворения других. Так как оптимум для индивида зависит от его материального положения, равновесие зависит от первоначального распределения доходов. Поэтому следует сопоставлять точки равновесия, не совпадающие при различном первоначальном распределении доходов.

Интересы всех членов общества сходятся в эффективности, так как экономический интерес производителя - максимизация эффективности, потребителя - максимизация благосостояния, государства - обеспечение условий для соблюдения принципа социальной справедливости1. Таким образом, общественная потребность, выступая как интерес, имеет внутренним содержанием экономическую оптимальность и форму максимума благосостояния.

Социальный критерий благосостояния должен быть интегрирован с экономическим анализом, что и осуществляет социальная функция благосостояния, без которой невозможно исследование роста индивидуальных полезностей.

Более важной индивидуальной целью считается полезность от обмена доходами. Оптимальный обмен доходами предполагает моральные издержки риска, поэтому здесь целесообразно вмешательство государства. Однако доход индивида складывается под влиянием конкуренции, зависит от рыночного торга в пределах, поставленных минимальной заработной платой и общим объемом доходов.

Мера благосостояния определяется на рынке с помощью "распределительных весов" и характеризуется индивидуальными оценками изменений в благосостоянии. Оптимальное распределение

220

достигается перераспределением товаров между индивидами при условии увеличения полезности одного индивида без уменьшения полезности другого, что связано с оптимальностью производства. Последняя достигается при невозможности роста благосостояния одного индивида без перемещения ресурсов при существующей занятости1.

Исследование роста индивидуальных полезностей связано с оптимизированным поведением экономических агентов в рамках теории общего равновесия, чем занимается новая классическая микроэкономика, базирующаяся на учениях Л. Вальраса, А. Маршалла, Дж.Б. Кларка, И. Фишера, Ф. Хайека. Основу моделей поведения на рынке составляет концепция адаптивных ожиданий.

Принцип стабильности розничных цен, осуществляемый в нашей стране с конца 50-х годов, обрекал экономику на дестабилизацию, несбалансированность, деформированность. Построение смешанной рыночной экономики подсказывают нормативные модели, используемые в западной экономической литературе.

С помощью рынка возможен гибкий и эффективный контроль за соответствием производства совокупным индивидуальным потребностям, имеющим глубокий смысл как фактора роста индивидуального благосостояния. Потребности связаны с экономическими основами благосостояния, эффективностью, характером распределения, сбалансированностью спроса и предложения и другими проблемами. Имея внутренним содержанием максимум эффективности, потребность выступает как интерес, имеющий форму максимума полезности. В экономические отношения индивид вступает именно с этим мотивом. Выделение потребностей связано с индивидуальным потреблением, фондом экономического благосостояния.

Реальные потребности выявляет рынок, а потребление зависит от его развития. Однако потребление связано также с традициями, экономической политикой государства, социальной защищенностью потребителя, характером производства, ступенью исторического развития производителя, характером труда, здоровьем индивида, типом его семьи, доходами, психологией и т.п.

В моделях потребления индивидуальное благосостояние связано с распределением доходов, ростом дохода отдельного

221

экономического агента1. Потребление - это индивидуализированная функция. Основной элемент конечного общественного спроса - совокупные индивидуальные расходы - воздействуют на тенденцию длительного экономического роста и являются индикатором напряженности конъюнктуры рынка. От точности оценки потребительского спроса зависят перспективы бизнеса и конкуренции. Макроэкономические показатели индивидуального потребления закладывают в основу анализ общеэкономической конъюнктуры. Важны также микроэкономические показатели потребительского спроса, установление связи его отдельных звеньев с секторами производства. Являясь конечной целью, потребление оказывает активное воздействие на производство, формирует человеческий фактор, обеспечивая жизнедеятельность индивида. Индивидуальное потребление стимулирует и регулирует производство, так как экономическое развитие является функцией от возрастающих потребностей. Потребительский спрос формирует товар и стимулирует деловую активность уже в фазе проектирования. Количественная оценка воздействия обратных связей на производство дана экономистами, исследовавшими механизм "мультипликатор - акселератор". П. Самуэльсон доказал, что высокий уровень потребления способствует новым инвестиционным программам.

Таким образом, формирование потребностей и увязка их с потреблением, управление поведением потребителей на рынке, определение критериев потребления, эволюция структуры расходов и потребления являются важнейшими направлениями в моделировании благосостояния. Например, рынок жилья - это важнейший товар, способный поглотить значительную часть потребительского спроса, а обеспеченность жильем является наиважнейшей составляющей индивидуального благосостояния. Многочисленная литература, в частности, новая экономика урбанизации, доказывает наличие равновесия на рынках жилья в городах. Жилищные услуги производятся на конкурентной основе в соответствии с неоклассической производственной функцией, использующей в качестве переменных землю и постройки.

Но поскольку рынок жилья тесно связан с государственным сектором, разрабатываются модели уровней услуг и норм налога, капитализированных в ценах на жилье. Проводится политика местного налогообложения.

222

В результате действия рыночного механизма происходят отклонения от социального и экономического оптимума, которые призвано корректировать государство. Например, для обеспечения относительной независимости каждого индивида (как важного показателя его благосостояния) важны централизованное регулирование занятости, поддержка государством мелких индивидуальных производств, образования, здравоохранения, внешнеэкономических связей, гарантированного минимального дохода, стимулирование НТП.

Для успешного функционирования рынка необходимы экономическая самостоятельность, отсутствие глубоких дисбалансов в экономике, вовлеченность в мировой рынок, активная экономическая и социальная деятельность государства.

§ 3. Значение государственной политики для достижения целей общественного благосостояния

Роль государства обосновывается в рамках теорий государственных финансов и общественного выбора (Т. Бэзли, Дж. Бьюкенен, Д. Миллер). В целом по проблеме масштабов экономической деятельности государства, основанного на демократических принципах, ведется широкая дискуссия с разными точками зрения. Поскольку некоторые современные западные теории государственного вмешательства в экономику имеют общеэкономический характер, их исследование приобретает особенную актуальность, касаясь экономики России. Несомненно, что активное и объемное участие государства в переходных процессах к рынку следует сохранить, имея в виду обеспечение экономической стабилизации, проведение структурной перестройки хозяйства, обеспечение ведущей роли социальной сферы, сохранение национального пути развития. Государство должно конструировать национальный рынок, преобразуя планово-распределительные структуры управления во вспомогательные структуры конкурентного рынка1.

Аргумент распределения и перераспределения стоит одним из первых в системе аргументов необходимости государственного осуществления равновесия всех социальных групп2.

Базовой проблемой государства является выявление путей оптимального использования ресурсов в целях рационализации

223

современного потребления1. Ряд благ государство предоставляет в силу их общественной ценности, независимо от индивидуальных предпочтений потребителя. Наилучшим способом коррекции индивидуальных предпочтений считается индикативное планирование. Успешность функционирования экономики зависит от установления конституционного порядка и прав собственности, отсутствие которых увеличивает неопределенность и риск в принятии экономических решений, уменьшая ожидаемые выгоды от долгосрочных проектов и вложений.

Социальные государственные программы по созданию развитой социальной инфраструктуры являются одной из важных функций по снижению неравенства доходов. На этой конкретной деятельности основана концепция "государства благосостояния" (Р. Титмус, Э. Хансен, И. Самуэльсон, С. Лейден, Д. Нейл, Дж. Гэлбрейт и др.).

Как представляется, оптимальность и социальную справедливость можно объединить понятием социального благосостояния. Функция социального благосостояния равна невзвешенной функции индивидуального благосостояния. Социально-экономическая оптимальность означает максимизацию социального благосостояния в условиях ограничений, налагаемых законами природы. Достижение социальной оптимальности посредством государственной политики особенно важно для экономики экологии и производства общественных благ, а также информативной обеспеченности крупных проектов и политических издержек, которые несет государство.

Равенство благосостояния не подразумевает равенства доходов, поэтому справедливое распределение не связано с получением равных доходов.

Существует и другая точка зрения, связанная с тем, что всякое расширение потребления исторически связано с неравным распределением благ. Вынужденное равенство препятствует прогрессу. Поэтому можно говорить об оптимальном распределении покупательной способности. Тогда возникает вопрос: если в результате перераспределения спрос на одни блага возрастает, на другие - снизится или прекратится, сможет ли государство поддержать утраченную деятельность? Очевидно, сначала следует максимизировать индивидуальную, а затем общую полезность. Отклонение от максимума индивидуального

224

благосостояния представляется нелогичным, так как вмешательство в максимизацию индивидуального благосостояния снижает суммарный показатель благосостояния, является отклонением от достигнутой точки равновесия. Поэтому государственное вмешательство там, где этого не делает рынок, противоречит целям индивидуального благосостояния.

Положительное влияние государственной политики распределения можно принять лишь в плане формирования доходов людей со средними и низкими доходами. Главным здесь представляется государственное стимулирование индивидуальной деятельности через систему налогообложения, так как получающий доход индивид - это предприниматель, косвенно увеличивающий национальный продукт, а индивидуальный доход является социально потребляемым. Государственная политика всегда потенциально опасна в плане подавления индивидуальной активности инфляционными и другими стимулами. Изменения в налоговой структуре влияют на уровень и структуру экономической активности индивида.

Распределение доходов связано с проблемой инфляции. Нельзя допускать потери доходов средних слоев, самой массовой и экономически активной части общества (увеличивая, например, выплаты бедным). Избирательность в распределении противоинфляционной компенсации усиливает социальную несправедливость, деформирует структуру доходов, подрывает стимулы к труду, растет социальная напряженность.

В целом усиление технологической многоукладности экономики, многообразие форм и субъектов присвоения, экономических связей, условий использования ресурсов предопределяют необходимость существования смешанной рыночной экономики, глобальный переход от государства благосостояния к приватизации. Возникают вопросы о возможности производства общественных благ на частном или смешанном предприятии, о единстве критерия общественного блага для решения вопроса о месте его производства и т.д.

Условием для создания общества, в котором максимально удовлетворяются потребности личности, является любая форма смешанной экономики. В обществе, основанном на разнообразии форм собственности и контроля, наряду с государственным планированием и значительной ролью рыночного механизма расширяется автономность личности, позволено делать реальный выбор и возможность участвовать в различных

225

формах потребления и производства, возрастает возможность создания конституционных и коммуникационных предпосылок для оптимизации удовлетворения основных потребностей.

Социальная смешанная экономика должна быть основана на принципах свободы принятия решения об инвестициях для индивида, свободы выбора работы, свободной конкуренции, разумного соотношения между рыночными экономическими принципами и перераспределением благ через государственную систему социальной помощи. Для эффективности такой экономики политика стимулирования роста должна сочетаться с политикой увеличения занятости, расширения области личных потребностей и потребления, активизации деятельности отдельного человека. Этого можно достичь интенсивным использованием достижения НТП, развитием инициативы и укреплением дисциплины.

§ 4. Проблема благосостояния в России

Проанализировав эволюцию западных экономических теорий благосостояния, следует рассмотреть, в какой мере рекомендации западных авторов могут быть применимы к условиям современной России.

Будущее нашей экономики, тип социально-экономического развития еще во многом неясны, и поэтому обращение к трудам западных мыслителей позволяет, возможно, приблизиться к некоторому прогнозированию будущего.

Переход к новому типу экономической системы, основанному на взаимодействии разных социальных типов хозяйства, связан с существованием противоречий между максимизацией благосостояния и условиями перехода к смешанной рыночной экономике. Переходный период всегда связан с ухудшением благосостояния народа, поскольку отсутствует налаженный хозяйственный механизм, обеспечивающий рациональное использование производственных ресурсов. Поэтому рассмотрение проблемы благосостояния в переходный период, по нашему мнению, должно сводиться к решению вопроса: как из всех возможных состояний перехода суметь выбрать наилучший, наименее болезненный для народа?

Представляется, что одной из главных задач, стоящих перед Россией, является создание рынком надежных источников доходов для большинства населения, а также адекватной оценки фактора трудовых ресурсов. С одной стороны, реальный

226

переходный период усугубляет противоречие между благосостоянием и методами создания рынка, с другой - оптимизирует выбор.

Создание рыночных отношений в России, несомненно, должно способствовать преодолению экономического кризиса недопроизводства, гиперинфляции, а также восстановлению важнейших экономических пропорций, повышению уровня индивидуального и общественного благосостояния1. Нормальная конкурентная среда, рыночное равновесие ликвидируют дефицит товаров и свободного времени, спекуляцию, другие негативные явления, делающие невыполнимым решение проблемы благосостояния.

Перестройка отечественных структур, создание системы конкурентных товарных рынков со свободным ценообразованием, формирование в дальнейшем регулируемого рыночного механизма должны привести к глобальному социальному прогрессу, зрелому этапу трансформации общества на путях гуманизма и демократизации. Ориентация рыночного механизма зависит от методов создания рынка. Демократические методы, основанные на науке и организационных действиях, когда старое заменяется подлинно новым, а не просто упраздняется - таков путь к общему благосостоянию.

Ключевой проблемой при этом является преобразование социального богатства, т.е. отношений собственности.

Экономические агенты, добивающиеся максимальной полезности от своей работы, ответственные за использование ресурсов, должны быть собственниками этих ресурсов.

227

Современный рынок функционирует лучше всего при многообразии форм собственности, когда каждая из них может доказать наивысшую эффективность. При этом нельзя игнорировать специфику национального аспекта социальной сферы, что может иметь тяжелые последствия. Нарастание противоречий в отношениях собственности позволяет прогнозировать длительную социальную борьбу в российском обществе. Поэтому актуальна гибкая политика устранения социальной несправедливости, компенсации потерь собственности, доходов, накоплений, рабочего места, социальных прав граждан.

Наиболее значимым, масштабным, сложным экономическим методом управления, от применения которого зависит экономическое благосостояние, является ценообразование, поскольку деформации в соотношениях цен нарушают социальную справедливость распределения, эквивалентность обмена. Цена несет не только экономическую, но и социальную нагрузку, обеспечивая распределение созданного продукта. Поэтому все слагаемые системы цен должны быть признаны покупателем, а на рынке должны соединяться интересы производителей и потребителей. Это возможно лишь в состоянии социально-экономического оптимума.

Цены, особенно розничные, обратной связью влияют на спрос и предложение. Запоздавшее устранение разрыва между доходами населения и товарным обеспечением, возникающее при превышении спроса над предложением, ведет к дестабилизации финансов и разбалансированности экономики. Налоговое регулирование при плавающих рыночных ценах является лучшим вариантом индикативного планирования цен. Желаемая коррекция в действии механизма рыночной самонастройки (что возможно в условиях развитого рынка) может быть достигнута путем манипуляции налогами.

Первичной формой регулирования цен является наблюдение за ценами со стороны правительственных органов, которыми занимаются статистические управления, научно-исследовательские центры профсоюзов (которые предстоит создать в России), специальные независимые фирмы, университеты. Цель наблюдения - определение индекса ежегодного номинального роста доходов, влияние роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государственное вмешательство в ценообразование предусматривает санкционированное правительством завышение издержек

228

производства (за счет завышения амортизационных отчислений). Прямое государственное воздействие на цены оказывают государственные субсидии, снижающие издержки производителей.

При развитии рыночного ценообразования следует, во-первых, учитывать социальный разряд рынка, наличие различных хозяйственных структур в результате признания многообразных форм собственности. В зависимости от этого определяется соотношение на рынке государственных твердых, регулируемых договорных или свободно устанавливаемых цен. Отсутствие этого соотношения нарушает равновесие. Обоснованность цен определяется в конечном счете степенью пропорциональности народного хозяйства. Поэтому добиться сбалансированности невозможно без оптимизации его структуры, которая должна учитывать тенденции развития мирового рынка. Во-вторых, цена должна проходить проверку рынком на основе учета спроса, а на стадии производства следует определять лишь лимитные уровни. В-третьих, для достижения рыночного равновесия (что следует учитывать в ценообразовании) необходима балансировка товарных рынков с ресурсными. В-четвертых, структура оптовых и розничных цен должна быть приведена в нормальное состояние. Использование до перехода к рынку межотраслевой модели сбалансированной системы оптовых цен как первого приближения к будущей системе рыночных цен, по рекомендации В. Леонтьева, позволило бы избежать резких экономических потрясений при переходе к нормальному рынку. Хотя рынок конкурирующих производителей может привести экономику к социально-эффективному равновесию, этот процесс будет затянут и чрезмерно расточителен из-за неправильного использования ресурсов.

Универсальная, совершенная модель рыночного механизма, в том числе ценообразования, пока не изобретена. Но для выхода на мировой рынок предстоит решать проблему совершенствования системы цен, расчетов рыночных цен равновесия, эластичности, нахождения оптимального сочетания цен фиксированных, регулируемых и свободных, степени косвенного воздействия государства на цены.

Важнейшее значение в решении проблемы благосостояния имеют продовольственные программы (в социально-экономическом и экологическом плане). От решения проблемы оптимального питания зависит реализация генетического потенциала индивидов, социальных групп, наций.

229

Бедствия народа с низким уровнем дохода на душу населения и высокой смертностью представляют самую серьезную тревогу1. Преодоление такого положения неразрывно связано с созданием развитого продовольственного рынка страны, что связано с необходимостью повышения эффективности сельскохозяйственного производства, создания новых форм хозяйств, в том числе фермерских. Известно, что фермерские хозяйства наиболее приспособлены к росту отраслевой производительности труда, вырабатывают механизмы удешевления продукта, роста благосостояния потребителя, что важно в переходный период в условиях кризиса недопроизводства2.

От обеспеченности продовольствием зависит политическая стабильность в обществе. В условиях социальной и политической напряженности переходного периода государство должно способствовать сохранению стабильных цен на продовольствие, субсидируя их. Об этом писал Дж. Гэлбрейт, приезжая в Россию в 1991 г. Государственная поддержка сельского хозяйства и сдерживание роста цен на продовольствие являются важнейшей инфляционной и антикризисной мерой.

Оптимальный путь решения продовольственной проблемы видится в расширении инвестиций в сельское хозяйство, повышении урожайности сельскохозяйственных продуктов с уже обрабатываемых площадей, а также в совершенствовании системы распределения.

Достижению самообеспеченности продовольствием на основе здорового, трудоемкого, не разрушающего окружающую среду сельского хозяйства может способствовать организация в нашей стране оптимальной формы, представляющей собой среднее между колхозом и семейной фермой.

Одним из важнейших аспектов благосостояния индивида является его занятость в общественном производстве.

Особенности ситуации с занятостью в нашей стране заключаются в плюрализме форм собственности, вызванном низкой эффективностью использования ресурсов. Задача заключается в том, чтобы найти такие формы и границы связи индивида с частью общественного богатства, при которых он воздействовал бы на эффективность использования ресурсов.

230

Для смягчения влияния, спонтанных рыночных сил необходима монетарная и фискальная политика. Первая призвана регулировать спрос на рынке капиталов, обеспечить стабильность стоимости денег. Цель второй заключается в ликвидации бюджетного дефицита.

Начальный этап перехода к рыночным отношениям определяет формирование новых, не всегда положительных тенденций в мобильности рынков труда, понижая интенсивность перераспределения рабочей силы на постоянную и временную работу. Вследствие кризисных явлений, спада производства и сокращения рабочих мест повышается вероятность устойчивой безработицы. Усиление несбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов, ухудшение условий реализации права на труд и доходы связаны с дальнейшим углублением различий и понижением уровня экономического благосостояния. В связи с этим возникает проблема создания такой модели управления занятостью, которая сочетает эффективное использование трудовых ресурсов с механизмом социальной защищенности населения.

Современное состояние экономики, возможность появления массовой безработицы выдвигают на первый план проблему сокращения предложения рабочей силы, пересмотр границ совокупного фонда рабочего времени, сокращение продолжительности рабочей недели, неполную занятость, гибкий режим рабочего времени (в развитых странах Запада численность работающих неполное рабочее время составляет 25-55%, у нас - 1%).

Главное - не допустить массовой безработицы, так как в России в условиях низкого уровня экономического благосостояния это будет социальным бедствием. Необходим массовый охват молодежи профессиональным образованием, что позволит государству активно влиять на безработицу. Следует увеличить рабочие места в торговле, общественном питании, здравоохранении за счет строительства новых предприятий, расширить частный сектор в сфере услуг, стимулировать самозанятость.

В условиях перехода к смешанной рыночной экономике, где имеет место недостаточный совокупный спрос, следует стимулировать инвестиционную деятельность предприятий, Смысл инвестиций заключается не в гарантии полной занятости, а в создании возможностей. Мировая практика показывает, что для того, чтобы в условиях рынка предприятия функционировали в соответствии с мотивом прибыли и в этих условиях была

231

обеспечена долговременная занятость, ежегодные темпы роста дохода от капитала должны находиться на уровне 3-6%. Капитал при этом целесообразно расходовать: 1) на выплату социальных дивидендов всем членам общества; 2) на финансирование инвестиций, которые не под силу отдельным предприятиям. В первую очередь это относится к развитию инфраструктуры, связанной с производством общественных благ.

В условиях продолжающегося и нарастающего спада производства обостряется проблема экономического роста. Тенденция экономического роста зависит от совокупных индивидуальных расходов - основного элемента конечного общественного спроса, от точности оценки потребительского спроса. Поэтому в основу анализа общеэкономической ситуации закладывают микроэкономические показатели индивидуального потребления. Во-вторых, необходимо установление связи микроэкономических показателей потребительского спроса с сектором производства. Экономический рост является функцией от потребностей, поэтому индивидуальное потребление стимулирует и регулирует производство.

Изменение уровня капитальных расходов является важнейшим инструментом поддержания инвестиционной активности, так как вызывает рост национального дохода и потребления, наивысшую загрузку мощностей. Интенсивность применения капитала позитивно связана с продолжительностью занятости. Производства с высокой интенсивностью применения капитала в технологии обладают длительным жизненным циклом. Излишек капитала может служить инструментом политики доходов.

Политика доходов, обеспечивающая превышение доли прибылей над инвестициями в национальном доходе, может служить условием эффективности функционирования системы. Это является следствием постоянной динамики бюджетов работающих.

Однако не следует упрощать проблему. Нестабильность может возникнуть в силу ряда причин, например изменения темпов роста производительности труда при изменении пропорции издержки - выпуск, либо - изменения результатов инвестирования в кратко- или среднесрочном периоде, или - в зависимости от типа технического прогресса - в долговременном периоде. Кроме того, темп роста производительности труда может измениться в связи с изменениями в интенсивности технического прогресса, колебаниями трудовых ресурсов. На производительность труда непосредственно влияют долговременность

232

занятости, изменение возможностей утилизации в промышленности, возраст производственных фондов, темпы в росте производительности труда, темпы юнионизации в промышленности. Занятость труда и капитала влияют на производительность позитивно. Изменения в возрасте производственных фондов и вновь созданных фондах (в сторону увеличения) влияют негативно. Кроме того, эффект производительности снижается существованием максимально долговременной занятости, поскольку последняя способствует росту интенсивности труда1. Поэтому цель заключается в достижении не максимальной, а высокой и стабильной занятости, что и обеспечивает функционирующий рынок совместно с государственной политикой.

Занятости способствует система социального обеспечения. Для поддержания социальных программ следует: а) расширить социальное обеспечение по месту работы (по болезни, беременности, родам, увольнению в размерах, превышающих законодательно установленный государственный минимум). Предприятия, применяющие частное страхование, должны получать налоговые субсидии; б) расходы на социальные нужды должны примерно составлять 30% государственных расходов; 2/3 социального бюджета следует направлять на здравоохранение, образование, пенсион3ное обеспечение; в) обеспечение цели социальной справедливости должно быть возложено на профсоюзы; г) в структуре расходов на 1-м месте должны находиться пенсии, на 2-м - медицина, на 3-м - семейные пособия, на 4-м - пособия по безработице, далее - на проф-обучение, обеспеченность жильем, несчастные случаи и профзаболевания, жертвам войны; д) производить антиинфляционную индексацию социальных выплат.

Вышеназванные изменения носят сложный, комплексный характер. Поэтому главная задача в условиях перехода к смешанной рыночной экономике - добиться сочетания микроэффективности с макростабильностью.

Частное предприятие (индивидуальное или коллективное), являющееся главной единицей производственного сектора в рыночной смешанной экономике, не должно исключать эффективного макроэкономического вмешательства государства.

Государство должно всемерно расширять и поощрять предпринимательство, которое пока носит характер первоначального накопления финансового капитала и имущества непроизводственного

233

назначения. Известно, что накопление средств инфляционными методами может продолжаться долго. Коммерческий капитал может либо принять активную форму инвестиций в производстве дефицитной продукции, либо наступает гиперинфляция и товарный дефицит становится абсолютным.

В условиях смешанной экономики с ее широким негосударственным сектором, частными и кооперативными предприятиями можно решать вопросы рыночной корректировки деятельности государственных предприятий, создавать рациональные варианты в структуре собственности. Однако следует иметь в виду, что для достижения эффективной и стабильной занятости государственные органы должны воздействовать на производство непосредственно (лицензирование инвестиций, контроль за ценами, политика доходов). Косвенных методов, использующих в качестве главного инструмента капитальные затраты, здесь, очевидно, недостаточно.

Рост уровня экономического благосостояния зависит от эффективности мероприятий по активизации человеческого фактора, обогащению содержания труда, что обусловлено наличием специальных широких знаний, складывающихся в процессе развития системы образования. Необходимы высокая экономическая культура, умение участвовать в ценовой конкуренции, ориентироваться на максимизацию полезности. Расширение системы образования является средством уменьшения разрыва между спросом и предложением различных видов труда. Рост образовательного уровня является одним из факторов роста доходов.

Для повышения шансов на рынке работник может инвестировать свой доход в целях роста квалификации, уровня образования. Это подробно анализируется в рамках теории "человеческого капитала" Дж. Беккера, Т. Шультца, Дж. Минцера, доказавших связь вложений капитала в рост квалификации и повышение темпов роста экономики и доходов.

В условиях перехода к рынку необходимо закрепление за индивидом прав собственности на знания, технологию (публикации, патенты, авторские свидетельства). Приобретать интеллектуальную продукцию на рынке, регулировать рынок через налоговую систему призвано государство. Привлечение в систему образования государственных инвестиций (вклады, безналоговые и беспроцентные кредиты) обусловлено развитием рынков капиталов.

Главным для профессионального образования в нашей стране явится рынок труда. Увеличение расходов на образование

234

наряду с недопущением высокого уровня безработицы всегда считались и считаются в западной теории и практике ключевыми моментами в кризисных ситуациях. В целях роста профессиональной подготовки необходимо создание специальных государственных фондов на основе льготного налогообложения. Обучение основам информатики, иностранным языкам, социальной психологии, экологии, работе на компьютерах, приобретение второй специальности будут облегчать трудоустройство, создадут предпосылки перехода к непрерывному образованию.

235


1 Nandbook of mathematical economics (Ed. by R. Arrow, M. Intrilligator. - Amsterdam etc., 1982, vol. 2, No. 2; 1996, vol. 3, No. 1). Полтерович В.М. Экономическое равновесие и оптимум. - Экономика и математические методы, 1973. Т. IX, вып. 5; Лившиц В.Н. Оптимизация при перспективном планировании и проектировании. - М., 1984; Канторович Л.В. Эконом, расчет наилучшего использования ресурсов. М., АН СССР, 1959.
1 Oxtord Economic Papers, 1989, vol. 41, No. 4, p. 653-671.
1 В государствах с социально ориентированный смешанный экономикой этот принцип заменен принципом социальной обеспеченности
1 Price С. Welfare Economics in Theory and Practice. - L., 1977, p. 49.
1 Journal of Political Economy, 1989, vol. 97, No. 2, p. 350.
1 Экономические науки, 1992, № 1, с. 73.
2 Journal of public economics, 1988, vol. 35, No. 3, p. 371-382.
1 Op. cit, p. 395.
1 В 1995 г. валовой национальный продукт по сравнению с 1990 г. сократился более чем вдвое. Добыча угля уменьшилась на 30%, нефти - на 39%, проката черных металлов - на 44%, цемента - на 58%, выпуск тракторов - в 10 раз, объем сельскохозяйственного производства снизился в 2 раза по сравнению со средним за 1986-1990 гг. Урожай 1995 г. - самый низкий за последние 30 лет. Более 25 млн. русских, не считая русско-язычных, за пределами России лишены элементарных политических и экономических прав. 70 тыс. высококвалифицированных ученых страны выехали за рубеж. Закрыто 57 сейсмостанций из 78, что не позволяет осуществлять контроль за выполнением условий договоров по ядерной безопасности. В стране в последние годы совершается от 10 до 12 млн. преступлений. Только в 1995 г. от насилия, неестественной смертью погибли более 500 тыс. человек, в том числе криминальными структурами убито и ранено 100 тыс. человек. За 1995 г. число фальшивомонетчиков выросло в 70 раз. В 1995 г. численность безработных составила 12 млн. человек. Количество абортов достигло 3,5 млн.
1 В 1993 г. уровень смертности в России превысил процент рожденных. В 1993 г. было 42 региона, где смертность превышала рождаемость, в 1995 их число увеличилось.
2 В 1995 г. фермеров в России стало на 20 тыс. меньше. Общее число 280 тыс. Они производят \% всей сельскохозяйственной продукции
1 The Review of Economics and Statistics, 1987, vol. 69, No. 4, p. 632-634.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.