Тема 19. Государственно-церковные отношения
На протяжении нескольких десятилетий в Советском Союзе господствовал односторонний стереотип атеистического мышления, относивший религию и церковь к "досадным пережиткам буржуазного строя", к "главным противникам" научного мировоззрения1. При этом открыто заявлялось, что религии не должно быть места в рамках социалистической общественной системы. В этих условиях религиозные организации имели право заниматься исключительно удовлетворением религиозных потребностей ограниченного числа верующих. В настоящее время в процессе демократизации общественно-политической и духовной сфер жизни общества постепенно восстанавливаются законные права и свободы религиозных организаций, закладываются правовые основы гарантий осуществления свободы совести, реального равноправия людей с противоположными воззрениями на мир.
После долгих лет молчания религиозные организации разных конфессий, расположенных в пределах бывшего СССР, обретают как духовный, так и политический голос. Обнаруживается совершенно новое, неизвестное для социалистической действительности явление: взаимосвязь политической и религиозной жизни, различных взглядов и идеологий. Мы являемся свидетелями активного включения религии и церкви в сферу политики, все более усиливающейся политизации религиозных организаций. Вот почему исключительно важным является всестороннее осмысление роли религиозного фактора в реализации определенных общественных целей. Исключительно актуальную задачу, имеющую не только теоретическое, но и практическое значение, представляет собой анализ такого явления, как участие в общественно-политической деятельности служителей культа, а также партий, возникших на религиозной основе.
Государственно-церковные отношения на протяжении многих веков выступают составной частью системы общественных отношений любого общества. В силу целого ряда специфических
198
особенностей они могут быть отнесены к одному из видов так называемых "синтетических" общественных отношений, которые складываются в результате тесного взаимодействия материальных и идеологических связей в обществе. Эти отношения, будучи относительно самостоятельными, находятся в тесной взаимосвязи с социально-экономическими, политическими и нравственными отношениями. История свидетельствует, что они постоянно развиваются и изменяются в зависимости от развития общества.
Выяснение сущности и особенностей государственно-церковных отношений требует рассмотрения религиозного комплекса и его составных элементов. Следует иметь в виду, что религиозный комплекс представляет собой целостное единство религиозного сознания, религиозной деятельности и религиозных организаций. В любом обществе он не возникает сразу как нечто целостное, а является результатом исторического развития, итогом постепенного становления в ходе противоречивого общественного развития.
Важным элементом религиозного комплекса является церковь - один из социальных институтов, обладающих рядом характерных признаков. Прежде всего это наличие профессионального духовенства, которое формируется по иерархической системе. Например, христианская церковь с первых веков своего существования построила свою иерархию по "феодальному образцу". Кроме всего этого, церковь выступает и как юридическое лицо, владеющее определенной собственностью, которая составляет экономическую основу ее существования. Для церкви типично также наличие четко разработанной догматики и детализированного культа.
Как социальный институт и органический элемент надстройки церковь достаточно жестко детерминируется базисом. Однако в отличие от других частей надстройки она дальше всех отстоит от материальной жизни людей и обладает значительной самостоятельностью. В разных исторических условиях церковь сохраняет определенные традиции, представления, ритуалы и структуры прошлых времен. Однако несмотря на это, изменения в деятельности религиозных организаций в конечном счете определяются экономическими отношениями людей.
При определении понятия "церковь" христианские богословы прежде всего имеют в виду особого рода религиозное объединение людей, главой которого является Иисус Христос,
199
а цементирующим его началом выступает "Дух Святой", пребывающий в ее членах. Теологи полагают, что члены религиозных объединений обладают каким-то особым даром познания Бога и общения с ним и этим отличаются от других людей. Они также утверждают, что церковь как бы стоит над всеми процессами, происходящими в обществе, и представляет собой явление, над которым не властны законы времени.
Оформившись и вписавшись в систему надстройки общества, церковь постоянно вступает во взаимодействие с государством и его различными структурами, представляя собой хорошо отлаженный аппарат, приспособленный для формирования сознания масс в интересах определенных социальных сил. Отсюда вытекает заинтересованность государства и церкви в совместных действиях по формированию в нужном направлении сознания людей.
В любом обществе среди верующих имеются представители различных классов, социальных слоев, групп, разных наций и народностей. В силу этого взаимодействия церкви со всеми верующими при формальном внешнем равенстве не могут быть одинаковыми. В разных исторических условиях служители культа более всего связаны с господствующими слоями общества, а те, в свою очередь, постоянно проявляют к религии и церкви повышенное внимание и особое уважение.
Констатация того факта, что церковь всегда тесно связана с жизнедеятельностью общества, с различными социальными и политическими процессами, отнюдь не означает, что ее следует рассматривать как политическую силу, выражающую и отстаивающую интересы того или иного класса либо социального слоя. Однако представляется бесспорным видеть в церкви не только религиозный, но и политический институт, который имеет много общего с такими политическими образованиями, как государство, партии и т.д.1
Свою политическую деятельность церковь может осуществлять, используя как прямые, так и косвенные методы воздействия на общественную жизнь. Ее прямое участие в политике проявляется, например, в материальной поддержке конкретных политических сил, во влиянии на государственные органы через высокопоставленных чиновников, представляющих ту
200
или иную конфессию. Эффективным вариантом открытой политической деятельности религиозных организаций является их устная и печатная пропаганда. Опосредованное влияние церкви на политику оказывается также через различные организации и учреждения, например, христианско-демократические партии, профсоюзы верующих, их молодежные и женские организации. Значительную политическую роль в современных условиях играет институт капелланов, существующих в армиях многих стран мира.
Как специфический социальный институт церковь включена в определенную систему общественных отношений. Она тесно взаимодействует с государством, политическими партиями, общественными организациями и движениями, поэтому в каждом обществе можно констатировать государственно-церковные, церковно-правовые и другие виды отношений. Кроме этого, церковь постоянно взаимодействует с массой верующих, над которыми она возвышается как особый институт духовной власти. Являясь организацией, сложившейся на основе религиозного учения, церковь выполняет ряд специфических функций, характерных только для нее. К их числу относятся богослужебная, миссионерская, регулятивная и др. В определенных исторических условиях церкви может быть придан ряд таких функций, выполнение которых не обусловлено религиозным вероучением. Например, во многих странах мира служители церкви осуществляют записи актов гражданского состояния. В этом случае священники одновременно выступают и как служители культа, исполнители обряда, и как государственные чиновники.
В государственно-церковных отношениях, которые являются одним из видов общественных отношений, можно выделить ряд отдельных сторон и взаимосвязей, т.е. различных граней. Наиболее существенными аспектами отношений между государством и церковью являются экономические, правовые, социально-политические и некоторые другие.
Характеризуя экономический аспект отношений между государством и религиозными организациями, следует иметь в виду их зависимость от результатов процесса труда в обществе по созданию потребительских ценностей, как материальных, так и духовных. Следует, однако, иметь в виду, что влияние экономического развития общества на взаимосвязь государства и церкви проявляется опосредованно, чаще всего через сферу политики и права. При этом любые просчеты,
201
допущенные в экономической сфере жизни общества, оказывают негативное влияние на деятельность религиозных организаций и различных политических институтов, на степень реализации демократических прав и свобод личности, принципов равноправия и социальной справедливости. Необходимо заметить, что в условиях перехода к рыночной экономике роль и значение экономического аспекта в государственно-церковных отношениях будут постоянно возрастать, что потребует более полного учета интересов религиозных организаций как полноправных участников общественной жизни.
Правовой аспект в государственно-церковных отношениях призван учитывать специфику каждого конкретного общества, позволяет выявить особенности, роль и значимость правовых норм регулирования взаимодействия и сотрудничества государственных органов и религиозных организаций, и, следовательно, обеспечения правовых гарантий верующих и неверующих граждан, показать перспективы их развития. Не менее важным является также и формирование правовой культуры граждан, их отношение к праву, законности, к тому, что является в их действиях правомерным, а что неправомерным. Современные процессы становления правового демократического государства следует рассматривать в плане гуманизации межличностных отношений, консолидации усилий всех граждан для достижения поставленных целей, обеспечения их самоценности, определенного уровня равенства в социально-экономической, политической и культурной сферах жизни общества. Возможность осуществления этих задач в немалой степени зависит от выработки эффективного механизма юридической защищенности верующих различных конфессий, а также, конечно, и неверующих.
Чрезвычайно важным является социально-политический аспект в государственно-церковных отношениях. Политическая жизнь общества и религиозные воззрения его граждан находятся в тесной взаимосвязи. Как и любой другой социальный институт, церковь подчиняется логике политической борьбы и постоянно стремится приспособиться к особенностям тех задач, которые стоят перед обществом на различных этапах его развития. Изучение социально-политического аспекта государственно-церковных отношений позволяет проследить влияние церкви на политическую жизнь общества, выявить зависимость положения тех или иных религиозных организаций от различных процессов развития государства, а также
202
уяснить роль религиозного фактора в достижении определенных политических целей. Важным является также изучение характера отношений государственных и общественных организаций с церковью, их зависимость от той или иной общественно-политической ситуации, вопросов обеспечения равенства граждан в различных сферах жизни общества в зависимости от их мировоззренческих позиций. Однако, на наш взгляд, важным является практическое использование полученных результатов для обеспечения консолидации усилий государственных органов и религиозных организаций, верующих и неверующих в деле гуманизации современного общества, выработки культуры взаимопонимания и терпимости на основе учета общечеловеческих ценностей.
Сам факт существования в обществе религии и церкви требует от каждого государства выработки и реализации хорошо продуманной, научно обоснованной политики по отношению к ним. В настоящее время в некоторых странах существует государственная церковь. Например, римско-католическая церковь господствует в 14 государствах Европы и Латинской Америки. Государственной религией (церковью) Исландии, Дании, Норвегии, Швеции является евангелическо-лютеранское исповедание. Во многих странах Ближнего и Среднего Востока государственной религией является ислам, о чем говорят официальные названия некоторых из них: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан и т.д.
Другой вид взаимоотношения церкви и государства имеется в ряде стран, где по конституции формально признается равенство всех церквей. Декларирование "равенства церквей" в реальной действительности есть не что иное, как одна из форм скрытых связей государства с какой-либо одной религией, традиционно оказывающей значительное влияние на большинство населения. При этом государство не стремится афишировать определенную церковь в качестве своего социального и политического партнера и в то же время не желает идти на ее отделение. В этих условиях многие государства оказывают религиозным организациям различные услуги: поддерживают их политически - социальным законодательством, экономически - денежными средствами, возможностью проводить работу в школах, влиять на сферу культуры и политическую жизнь. Такие взаимоотношения между государством и церковью характерны в настоящее время для Италии, ФРГ, Японии и некоторых других стран мира.
203
Еще один тип взаимоотношений государства и церкви существует в тех странах, где церковь официально отделена от государства. К таким странам относятся США, страны бывшего СССР, Франция и многие другие.
Проблемы государственно-церковных отношений вызывали и продолжают вызывать как в прошлые времена, так и в настоящее время множество вопросов. Их стремились осмыслить представители различных социальных кругов, последователи разных политических взглядов, мировоззренческих позиций. В борьбе со сторонниками религиозной исключительности, с амбициями представителей различных религиозных организаций, с претензиями на господствующую роль в обществе и требованиями придать церкви особый статус в обществе происходило формирование и развитие антиклерикальных движений, многие из которых требовали разделения светской и религиозной властей. Все это являлось результатом отражения социально-экономического и политического развития общественных отношений в конкретных исторических условиях, результатом разрешения классовых и групповых противоречий.
Исторический опыт многих стран мира свидетельствует, что, начиная с возникновения классов, во все эпохи представители церкви стремились построить свои отношения с государством таким образом, чтобы обеспечить себе преимущество в общественной жизни. Возникавшие на этой почве конфликты всегда зависели от того, насколько интересы церкви совпадали с интересами господствующих классов, а также от реальной силы конкретной конфессии. В то же время история свидетельствует, что даже в случае практически полного их совпадения церковь постоянно стремилась посягать на те или иные функции государства, пытаясь поставить их под свой контроль.
Если говорить о христианстве, то тесный союз государства и церкви ведет свое начало от византийского императора Константина I (IV в.). С его именем связано начало многовековой истории европейских "христианских монархий", которая проходит через все Средневековье. Особое отношение Константина к христианской церкви определялось прежде всего политическими мотивами и политическим расчетом. Ему нужен был союз с теми силами в христианстве, которые бы способствовали укреплению позиций верхушки тогдашнего общества. Константин в полной мере оценил готовность церкви к тесному союзу, от которого в конечном счете оказались в выигрыше как государство, так и христианская церковь. Начиная с
204
IV в., в государственно-церковных отношениях начался период, когда "императоры приковали церковь к своей колеснице". Государственная церковь стала важным средством для укрепления "единомыслия" в обществе, усиливала религиозно-политический диктат монархических режимов.
В Византийской империи христианская церковь, существуя в условиях сильной власти, стала составной частью государственного аппарата. Несколько иными были взаимоотношения государства и церкви в западной части римской империи, где церковь заняла особое место в обществе. Там папы, как стали именоваться римские епископы, начиная с V в., претендовали не только на светскую, но и на верховную власть по отношению к королям и императорам. Наиболее полно идеи и установки западного христианства и церкви в отношении государства были сформулированы Августином (IV-V вв.). Этот видный идеолог христианства был сторонником верховенства церкви над государством. Он считал, что церковь как сообщество верующих, готовящихся к "Божьему граду", должна возвышаться над "земным градом". Считаясь с политической реальностью, Августин в своих произведениях часто именует церковь пленницей, которая вынуждена сносить законы, установившиеся в государстве. По его мнению, в обязанность верующих по отношению к правителю должна входить лояльность, а в обязанность церкви - быть наставницей в гражданских добродетелях.
Крупнейший христианский идеолог Фома Аквинский (XIII в.) отстаивал принцип религиозной исключительности, утверждавший доминирующее положение церкви в средневековом обществе. Фома являлся сторонником идеи цезарепапизма, согласно которой церковь в лице ее главы папы осуществляет одновременно духовную и политическую власть. В обстановке борьбы в Европе между светской властью и религиозными организациями за влияние в социально-политических и духовных делах общества Фома Аквинский с помощью своего учения стремился укреплять позиции католической церкви в иерархической структуре феодального строя, что полностью отвечало ее теократическим стремлениям.
В эпоху Возрождения и Реформации антиклерикальные и гуманистические традиции в борьбе за ограничение власти церкви в обществе развивали Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле, Джордано Бруно и многие другие. Их деятельность была направлена на утверждение идеалов светского гуманизма,
205
на всестороннее развитие человеческой личности, на обоснование идей независимости мировоззренческих позиций каждого индивида от религиозных регламентации.
Многие проблемы взаимоотношения церкви и государства рассматривал в своих сочинениях Никколо Макиавелли. Он выступал против концепции божественного предопределения в историческом развитии и считал, что не церковь нуждается в государстве, а, наоборот, государство для укрепления политического единства народа нуждается в новой "гражданской религии". Макиавелли выступал за такую религию, которая смогла бы освободить людей от старых средневековых пут и стать мощным фактором коллективной психологии, эффективным средством политического руководства, широкой основой национального согласия, духовно цементирующего единую итальянскую государственность.
В условиях острых социально-политических противоречий, когда в Европе шел интенсивный процесс утверждения в экономике, политике, мировоззрении буржуазно-демократических идеалов, видные мыслители Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк и другие решительно боролись против притязаний церкви на утверждение своего приоритета в государстве. Например, голландский философ Бенедикт Спиноза (XVII в.), развивая лучшие гуманистические традиции эпохи Возрождения, в своем творчестве уделял большое внимание проблемам социально-политической роли церкви в обществе. Он высказывался за отделение церкви от государства, а также за освобождение мировоззрения от религии. В каждом государстве, по его мнению, должна осуществляться политика веротерпимости, в результате чего любой гражданин может выражать свои личные мировоззренческие позиции.
Русская общественная и религиозная мысль на протяжении многих веков также постоянно изучала вопросы взаимоотношения церкви и государства. Патриарх Никон (XVII в.) и его сторонники отстаивали идею о необходимости подчинения государства церковной иерархии. Точка зрения Иосифа Волоцкого (конец XV - начало XVI вв.) была иной - он выступал за союз церкви и государства. В учении Феофана Прокоповича (XVIII в.) высказывалась идея подчинения церкви государству и превращение ее в особое государственное учреждение. Последователи Нила Сорского (конец XV - начало XVI вв.) отстаивали позицию разграничения сфер деятельности государства и церкви как разнопорядковых, несопоставимых явлений общественной жизни.
206
По-новому формулировали и предлагали пути решения многих важных проблем взаимоотношения церкви и государства славянофилы. Привлекают к себе внимание воззрения А.С. Хомякова на сущность церкви и связь ее с государственной властью. По его мнению, церковь не является каким-либо конкретно-историческим учреждением - она надысторический идеал, сфера вечного, абсолютного, духовного. Хомяков решительно выступал за несовместимость сфер "церковного" и "государственного" - церковь не имеет ничего общего с государственными учреждениями, она иноприродна государству. В силу этого церковь не может быть ни служанкой, ни полноправной союзницей, ни госпожой государства. В целом же учение Хомякова представляет собой богословскую оппозицию процессу секуляризации и превращения православной церкви в идеологическое государственное учреждение. И пока православная церковь в России была слита с государственным аппаратом, его теория не признавалась, а труды подвергались цензурным гонениям.
История России и СССР, где в общественно-политической и духовной жизни одним из значительных "действующих лиц" была и продолжает оставаться Русская православная церковь, позволяет проследить противоречивые процессы, имевшие место во взаимоотношениях между государством и церковью, переосмыслить многие устоявшиеся взгляды на место и роль религиозного комплекса в жизни общества.
Со времен утверждения христианства на Руси православная церковь была важным и неотъемлемым элементом государственности и всей политической системы российского общества. Однако далеко не всегда государственная политика, проводимая представителями церкви, однозначно вписывалась в политику феодальной монархии. Далеко не всегда были безоблачными взаимоотношения церковной иерархии и властителей Руси.
Однако российское государство и православная церковь были так тесно переплетены, что невозможно изложить историю первого, не излагая историю второй. В результате церковных реформ Петра I было ликвидировано патриаршество, его заменило новое высшее церковное учреждение - Синод. Церковь была превращена в составную часть государственного аппарата, в институт оправдания его внутренней и внешней политики. Она вынуждена была выполнять ряд несвойственных ей функций: регистрацию брака и смерти, ведение метрических
207
книг, организацию народного образования и т, д. Государство на содержание служителей культа господствующей православной церкви, на строительство, ремонт и содержание церковных и монастырских строений, на оплату миссионеров выделяло значительные средства. Оно также оказывало церкви и юридическую поддержку. Всякое выступление против господствующей православной церкви расценивалось как государственное преступление и наказывалось самым жестоким образом вплоть до ссылки на вечное поселение и каторжные работы. За свое тотальное господство в обществе православная церковь платила таким же тотальным подчинением государству, которое боялось самостоятельной церкви не меньше, чем оно боялось проявлений разного рода инакомыслия, подрывавшего основы самодержавия. В конечном счете подчинение церкви государству привело к тому, что в обществе была преодолена сословная замкнутость духовенства, имелась возможность осуществлять управление церковью со стороны государственных органов. От такого положения дел выигрывало не только государство, но и сама церковь, которая получала колоссальные возможности оказывать свое влияние на значительную часть населения России будучи мощной идеологической силой в обществе.
В качестве официальной идеологии в дореволюционной России широко использовалась доктрина единства "православия, самодержавия, народности", которая была на вооружении российского абсолютизма вплоть до его падения. Сторонники этой доктрины объявляли православие и самодержавие "исконно русскими началами", составляющими отличительный характер России. Тем самым обосновывалась исключительность исторического" пути развития российского общества. Тезис "народность" являлся скрепляющим звеном всей этой доктрины. Кроме того, он имел собственное значение, подразумевающее преемственность и сохранение сути существующего абсолютистского режима, а вместе с ним и господствующей церкви.
Важной частью идеологической политики царского самодержавия являлась унификация религиозной идеологии, т.е. приведение вероучений различных конфессий к единой системе, которая бы безоговорочно поддерживала абсолютизм. В результате этого повсеместно происходило вытеснение конфессий, не признающих государственной власти, осуществлялось приспособление догматов и культов терпимых религий к нуждам самодержавия, шло широкое распространение влияния господствующей церкви.
208
В целом же изучение истории государственно-церковных отношений в дореволюционной России убеждает, что православная церковь и ее деятели на протяжении многих веков не стремились отстаивать в политических вопросах какую-либо свою особую линию, отличную от позиции государства, а, как правило, разделяли сторону правящих сил, стоящих в данный момент у власти. Сложилась и длительное время существовала такая ситуация, когда в российском государстве церковь была в крепостной зависимости у государства, а граждане были в крепостной зависимости у государственной власти.
В конце XIX - начале XX вв. религиозные реформаторы попытались представить православную церковь в России жертвой самодержавия, стремясь при этом доказать, что для возрождения православия необходим его разрыв с реакцией и консерватизмом. Для оправдания так называемых "прегрешений" они всячески стремились использовать концепцию о "достоинстве христианства и недостоинстве христиан". Значительный вклад в разработку этой концепции внесли Н. Бердяев, В. Эрн, В. Розанов и некоторые другие русские мыслители, которые считали своей главной целью вывод русского православия из кризисного состояния.
Когда после победы Октябрьской революции стали разрушаться старые государственные структуры, в России появилась возможность практического осуществления демократических принципов взаимоотношений пролетарского государства с различными религиозными организациями. Однако первые законодательные акты советской власти, наряду с их положительным значением, не смогли избежать другой крайности. Прежде всего в них обнаружился крен в сторону подавления прав и свобод духовенства, рядовых верующих, а также ограничения деятельности религиозных организаций, которым было предписано заниматься исключительно удовлетворением религиозных потребностей верующих. Религиозные общества на десятилетия были выключены из политической жизни. Советское государство полностью лишило их возможности какого-либо участия в государственной политике. Правовая незащищенность религиозных организаций развязала руки "воинствующим безбожникам", грабителям и просто провокаторам. Беззакония, расправы были свойственны также и многим представителям новой власти. Необходимо также иметь в виду, что в значительной степени характер взаимоотношений государства и религиозных организаций в первые послереволюционные годы определялся непримиримо атеистическим характером
209
большевистской идеологии. С точки зрения государственно-партийного руководства Русская православная церковь, другие конфессии, действовавшие в стране, считались контрреволюционными организациями, убежищем классовых врагов трудящихся. Религиозные организации и все верующие расценивались как враги советской власти, с которыми предписывалось всем органам бороться до победного конца.
История свидетельствует, что всякое административное наступление на религию и церковь, стремление исключить их из жизни общества является не чем иным, как политической авантюрой. Однако в молодом советском государстве исторический опыт в расчет не принимался. Когда в конце 20-х годов поднялась очередная волна "атеистического наступления", руководством страны во главе со Сталиным была выдвинута идея о возможности построения социализма в отдельно взятой стране ускоренными темпами. При этом считалось, что СССР должен быть превращен в единый "военный лагерь", в котором не допускалось и намека на существование инакомыслия. И вновь церковь была представлена в качестве "оплота контрреволюции". В стране была развернута массовая антирелигиозная работа, административно-силовыми методами ликвидировались религиозные общества, закрывались, а затем и уничтожались многие культовые памятники. Несостоятельная идея скорого достижения "безрелигиозного общества" служила оправданием жестоких репрессий и физического уничтожения большинства священников и почти всего епископата Русской православной церкви. К началу 40-х годов российское православие оказалось фактически разграбленным и разгромленным - в большинстве областей количество религиозных объединений исчислялось единицами.
Лояльность Русской православной церкви и многих других конфессий по отношению к государству, а также их патриотическая деятельность с первых дней Великой Отечественной войны сыграли решающую роль в активизации взаимоотношений между государственными органами и религиозными организациями. Осенью 1943 г. под давлением обстоятельств были приняты важные решения о возобновлении деятельности духовных школ, издании периодической печати для верующих, созыв архиерейского Собора и избрании патриарха1.
210
Особо следует выделить в эволюции государственно-церковных отношений период с середины 40-х до начала 60-х годов. Именно в течение этого периода советской истории начался процесс нормализации в прошлом полностью испорченных отношений между государственной властью и различными религиозными конфессиями. И это несмотря на то, что запретительные меры по отношению к верующим, шумные атеистические компании все еще давали о себе знать. Процесс административно-запретительных мер по отношению к религии и церкви продолжался вплоть до середины 80-х годов.
Качественно новое развитие взаимоотношения государства и церкви получают в настоящее время. Это прежде всего связано с процессами становления правового государства, демократизации общества, реализации прав человека, которые служат мощным стимулом повышения социальной активности и самодеятельности масс в условиях критического переосмысления опыта прошлых лет, освобождения от многих негативных стереотипов и явных просчетов, утверждения взаимопонимания и сотрудничества между людьми вне зависимости от их отношения к религии и церкви.
Вряд ли было правильным считать, что позитивные сдвиги, наметившиеся в наше сложное время в государственно-церковных отношениях, представляют собой временное, конъюнктурное явление. Вне всяких сомнений последовательная радикальная демократизация общества органично связана с разработкой такого социально-политического механизма, который позволит создать надежные гарантии против возможных проявлений культа личности, субъективизма, волюнтаризма, против ущемления интересов всех групп населения, каждой личности.
Современное состояние государственно-церковных отношений характеризуется прежде всего поиском соприкосновения между представителями различных мировоззренческих ориентации. В значительной степени это связано с тем, что человечество сегодня находится на грани возможной катастрофы и гибели цивилизации с непредсказуемыми последствиями. На авансцену истории выдвигаются ценности, в сохранении которых кровно заинтересованы все люди безотносительно их политической, социальной, духовной и нравственной ориентации. Для того чтобы сберечь современную цивилизацию в многообразии ее культуры, политических традиций, следует двигаться в направлении создания новой глобальной системы социальных и нравственных отношений, исключающих насилие, жестокость, чье-либо превосходство и исключительность.
211
Возникла объективная потребность в формирований социальных и духовных ориентиров, концентрированно выражающих в себе стремление человечества к справедливому жизнеустройству в стабильном мире.
В современных условиях особенно возрастает значение углубления диалога и сотрудничества между государством и церковью. Диалог этот не исчерпывается наличием возможностей и желаний соответствующих сторон к совместным действиям и согласованным решениям. На тех, кто принимает в нем участие, существенное влияние оказывают политические и идеологические концепции, господствующие в обществе, сложившиеся традиции, система духовных и нравственных ценностей и многое другое.
Церковь нужна верующим гражданам, а их миллионы. Это социальная реальность нашего времени. Не поступаясь своим вероучением, религиозные организации разных конфессий ищут свое место в обществе, вырабатывают свое отношение к внутренней и внешней политике государства. Постепенно и в государственных органах становится правилом с уважением относиться к религиозным убеждениям верующих граждан, реализующих, свои законные права на свободу совести.
При рассмотрении проблем современного состояния государственно-церковных отношений встает вопрос об их политико-правовом регулировании. Потребность в правовых нормах, обеспечивающих конституционные права граждан на свободу совести, в период радикальных политических и социальных перемен не только уменьшается, но, напротив, усиливается. Свобода совести как существенный элемент в системе политических прав и свобод выступает, с одной стороны, в качестве критерия демократичности общества, а с другой - своеобразным мостом, где на основе разумного сочетания противоположных интересов может быть достигнут определенный консенсус между группами людей, придерживающихся различных взглядов на мир, основой их дальнейшего сотрудничества в различных сферах общественной и государственной жизни.
В государстве не может быть подлинной свободы совести, если существует господствующая церковь, если какое-либо мировоззрение выдвигается в качестве обязательной общегражданской идеологии.
Главными факторами, определяющими состояние общества в конце XX столетия, являются резкое ускорение процесса
212
раскрепощения личности, огромной массы людей, укрепление их чувства собственного достоинства, веры в свои силы и возможности, преодоление пассивности в решении общественных и политических вопросов, активизация способности и готовности самостоятельно ставить и решать различные проблемы. Сложилась принципиально новая система ценностных ориентиров, в центр которых органически вошла потребность в политических и гражданских свободах. Для современного человека свобода стала святым законом жизни. Люди все больше и больше осознают, что в мире нет цели, ради которой можно принести в жертву свободу человека, что любая диктатура, любое насилие противоречат самим основам человеческого бытия, основам цивилизации. Социальным феноменом, открывающим возможности оптимального общественного развития, является правовое гражданское общество. Именно в таком обществе должны быть реализованы многие высокие гуманитарные и духовные начала, столь созвучные как верующим, так и неверующим гражданам.
Современный мир, в жизни которого возникло немало острых противоречий и кризисных проблем, нуждается в мобилизации всего арсенала людских ресурсов для утверждения реального гуманизма, действительного равноправия, подлинной свободы, материального благополучия и духовного богатства личности. В этих условиях особенно возрастает значимость взаимодействия и сотрудничества всех социальных институтов и политико-идеологических учреждений, в том числе государства и религиозных организаций.
Объективно существующие противоречия в государственно-церковных отношениях, вероятно, сохранятся и в будущем. Однако реалии современного развития цивилизации столь же объективно требуют снятия былого "конфликта" между государством и церковью, а также конструирования курса, ориентированного на их обоюдное разумное согласие. В этой связи следует приветствовать инициативные акции представителей Русской православной церкви и ряда других конфессий, существующих в странах СНГ, направленные на расширение сферы совместных действий и согласованных решений по многим вопросам, представляющим взаимный интерес.
Таким образом, в реалиях социальной жизни мы находим подтверждение того, что общественные отношения обладают богатым содержанием и оказывают существенное влияние на
213
ход и результаты человеческой деятельности. Государственно-церковные отношения являются их самостоятельным видом. Они находятся в тесной взаимосвязи с другими видами общественных отношений, постоянно развиваются и изменяются в зависимости от развития общества.
Отношения между государством и церковью всегда исторически конкретны и специфичны. В них можно выделить устойчивые связи, существующие сравнительно долго, и подвижные, динамичные, которые отражают изменения, происходящие в обществе, во взаимоотношениях между классами, в соотношении борющихся социальных сил.
Российский опыт показывает, что понижение роли церкви, сокращение сферы ее деятельности не ведет к социальному прогрессу. К тому же отделение церкви от государства не означает отделение ее от общества. Вес церкви в современной общественной жизни определяется исключительно ее собственными делами, а именно - благотворительностью, милосердием, нравственным воспитанием, участием в борьбе за мир и согласие между людьми, в разрешении межнациональных конфликтов. Попытки государства ограничить их деятельность, как правило, приводят к конфликтам, конфронтациям, к ослаблению духовного единства общества.
Коренные преобразования, происходящие в наши дни в Российской Федерации, позитивные изменения отношений между государством и церковью ставят на повестку дня проблему формирования новой политической культуры, основным содержанием которой должны быть терпимость, сотрудничество, взаимодействие различных автономных структур общества. Дело в том, что исторически тесная и прочная связь религии с государством породила в России политическую культуру, которая была сформирована многовековой традицией авторитаризма в политике. Такая политическая культура являлась долгое время источником религиозной нетерпимости.
В условиях опасности сползания человечества к ядерному "апокалипсису", реальной угрозы экологического кризиса перед человечеством стоит задача объединения всех сил на земле, готовых к сотрудничеству. Единение верующих и неверующих на основе приоритета общечеловеческих ценностей должно явиться примером воплощения в жизнь идей мира между людьми, идей социального прогресса.
214
1
Контингент верующих в 60-80-е годы в СССР составлял около 20% всего населения. В России после 1991 г. число верующих осталось на прежнем уровне.
1
Патриарх РПЦ Алексий II регулярно печатается в сводках о 100 ведущих политиках России См.: Независимая газета, 29 июня 1996, с. 1 (20-е место).
1
Русская православная церковь активно участвовала в борьбе против немецко-фашистских поработителей: священнослужители воевали солдатами и офицерами в армии; собирали деньги на строительство танковых колонн (им. Д.И. Донского), авиаэскадрилей и т.д.