Раздел I.
Философия
как мировоззрение
и наука


Тема 1. Философия в системе культуры

§ 1. Проблема "осевого времени"

Термин "философия" происходит от греческого "филео" (любовь) и "софиа" (мудрость) и означает любовь к глубоким теоретическим рассуждениям. Впервые термин употребил древнегреческий ученый и философ Пифагор (ок. 580-500 г. до н.э.). В европейский период распространение понятия связано с именем Платона (428/427-347 г. до н.э.). Вначале философия включала в себя весь комплекс знаний о мире. Знание не было разделено по наукам и дисциплинам; оно было единым, синкретичным, т.е. включало в себя всю информацию о мире, его строении, о человеке, его месте в мире, о счастье, смысле человеческой жизни и т.д.

Европейская философия возникла на основе достижений прежних эпох и христианского вероучения. В эпохальных событиях эта вера видела лишь промысел Бога в истории. В свою очередь и моменты божественного откровения знаменуют собой решительные повороты в потоке событий. Так, Гегель говорил, что весь исторический процесс движется к Христу и идет от него. Явление Сына Божьего есть отсчетная точка мировой истории. Ежедневным подтверждением этой христианской структуры мировой истории служит наше летоисчисление. Однако для формирования философии решающее значение имел духовный процесс, начавшийся за тысячелетие до н.э., т.е. до рождества Христова. К. Ясперс, немецкий философ XX века, именно это время назвал осевым временем.

6

В период между 800 и 200 гг. до н.э. произошел самый резкий поворот в истории.

В это время происходит много необычайного. Вспомним, именно в тот период в Китае жили мыслители Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы, Ле-цзы, именно тогда и появились все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии были рассмотрены все возможные взгляды постижения действительности вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, драматургов Эсхила, Еврипида и Софокла, историка Фукидида и механика Архимеда. Все, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе Европы, независимо друг от друга.

Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается глубина мира и собственная значимость. Человек осмысливает мир и себя как проблему, он ставит радикальные вопросы, ищет понимания и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в безднах трансцендентного мира.

Все это происходило посредством рефлексии.

Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление. Началась духовная борьба, в ходе которой каждый пытался убедить другого, сообщая ему свои идеи, аргументы, опыт. Испытывались самые противоречивые возможности. Дискуссии, образование различных партий, расщепление духовной сферы, которая и в противоречивости своих частей сохраняла их взаимообусловленность, - все это породило беспокойство и движение, граничащее с духовным хаосом.

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности. Этот процесс заставил многих пересмотреть, поставить под вопрос, подвергнуть анализу бессознательно принятые ранее воззрения, обычаи и условия. Все это было вовлечено в водоворот непрерывного процесса познания1.

7

Предмет философии на всем протяжении развития общества менялся. Сущность философии также эволюционировала. Некоторые философы, в том числе в XX веке считают, что нельзя дать определения философии, придав ему конкретные формы. Определение "философия", считает еще ныне здравствующий 92-летний Карл Поппер, может иметь характер конвенции, т.е. соглашения1.

А. Шопенгауэр, немецкий философ-идеалист, так пессимистично определял место философии в обществе: "Правительства делают из философии средство обслуживания своего государственного интереса, а ученые делают из нее предмет торговли". Большинство философов более оптимистично смотрят на возможность определения философии, так как сам предмет и сущностные подходы к нему очень разнообразны.

§ 2. Типы мировоззрения

Наиболее распространен взгляд на философию как, во-первых, - на тип мировоззрения, а во-вторых - на науку.

Кроме того, не имеют место взгляды на философию как на форму общественного сознания, элемент духовной культуры общества и другие подходы.

Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место в нем человека. Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф - предание, сказание; логос - слово, учение, понятие, закон). Миф - это общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов искусства, собственно философии. Миф - единая, синкретическая форма сознания, он выражал миропонимание и мировосприятие тогдашней эпохи. В мифах велась речь о фантастических существах (кентавры, сирены), о деяниях богов и героев (Зевс, Афина, Гера, Гефест, Ра, Осирис, Перун, Велес и т.д.). Различные народы посвятили свои мифы космическим темам, что с нашей точки зрения, еще предстоит изучить.

В мифах такого рода содержатся попытки ответа на вопросы о происхождении и строении Вселенной, о важнейших явлениях природы - солнечных и лунных затмениях, наводнениях,

8

падениях метеоритов и др., о мировой гармонии. Многочисленные мифы о происхождении человека, стадиях его жизни, проблеме жизни и смерти. Библия - одно из важнейших явлений духовной культуры - тоже базируется в известных пределах на мифологическом фундаменте.

Особое место принадлежит в мифах проблеме культурных достижений человека (миф о Сизифе, о Прометее, добывшем огонь для людей и наказанном Зевсом на вечные муки, и др.). Как уже было сказано выше, мифологический - это не значит полностью оторванный от реальной практики, смысла, элементов науки и т.д.

Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты:

  • эмоционально-образная форма,
  • очеловечивание природы,
  • отсутствие рефлексии,
  • утилитарная направленность.

Эмоционально-образная форма проявляется при передаче образов героев, богов, духов. Например, всем известен образ подземного царства Мертвых - Аида (ада), где Харон (лодочник) перевозит души умерших через реку Стикс (греческий миф). В древнеиндийском мифе Великий Индра, покорив дракона, создал океаны, солнце, ночь, день.

Очеловечивание природы в мифах проявлялось в переносе человеческих черт на окружающий мир, в олицетворении и одушевлении космоса, природных сил. Мифологии свойственны нежесткие разграничения мира природы и человека, мысли и эмоций, художественных образов и научного знания.

Рефлексия в мифологическом мировоззрении отсутствует. Рефлексия - это работа сознания, мысли человека над собственным сознанием; размышление над своими взглядами, психическим состоянием, их оценка, т.е. размышление над собственными размышлениями.

Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что решаемые ею мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и т.д.

В мифологии практически создавалась система ценностей, принятая в данном обществе, осуществлялся поиск единых оснований природы и человека, природы и общества.

Миф умер как форма мировоззрения на этапе более высокого развития человека, общества, знаний и культуры в целом. На смену мифу пришли иные формы мировоззрения.

9

Религия (от лат. religio - благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Миф и религия взаимосвязаны.

Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек - субъект религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях свое видение Бога, различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления. Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. А.Ф. Лосев считал также таковыми таинства. Религия не рефлексивный тип мировоззрения.

Вера - это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта. В культе, системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры. Религиозных течений много. Только в России их свыше 40. Существуют три основных мировых религии - буддизм, христианство, ислам и различные национальные религиозные системы типа синтоизм, индуизм, иудаизм и т.д. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности (этика конфуцианства, десять заповедей в христианской религии и т.д.).

В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека. Еще недавно в нашей стране религия и верующие люди были в стесненных обстоятельствах. Господствовала атеистическая идеология, которая достаточно планомерно и целенаправленно воевала с идеалистическим мировоззрением (любая религия - объективный идеализм).

Несмотря на близость религии и философии, они различны - идеализм философский есть теоретическая основа религии.

Идеализм и религия как мировоззрения часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека.

Их различие состоит в том, что философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме. В философии сформировался жесткий категориальный аппарат: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т.д.

10

Язык философии - не образы, не картинки, а категории, понятия. Философия обычно сводит дело к логичности, к доказательствам. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.

Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения, т.е. такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны - одна из черт философского сознания.

Свободомыслие - объективный принцип философии, который, к сожалению, субъективно часто нарушается. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Философия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само существование мира, в том числе такой вопрос - как возможен мир? Философия формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории.

"Чистые" типы мировоззрения практически не встречаются, во всяком случае, они редки и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.

§ 3. Философия как наука

Вокруг вопроса о том, является ли философия наукой, ведутся споры. Ряд философов отрицают ее принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы:

  • философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию научного знания;
  • утверждения философии эмпирически (т.е. в опыте, эксперименте) неопровержимы (как, например, опровергнуть утверждение, что в основе развития природы лежит саморазвитие духа);
  • в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для нее характерен плюрализм взглядов, и каждый самостоятельный мыслитель создает свою собственную философскую систему.

Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем, языка философии.

11

Распространена и противоположная позиция, согласно которой философия является наукой. При этом указывается на такие общие с другими науками черты философии, как рацио-нально-понятйная форма познания, логическая доказательность, аксиоматические построения и др. Отвергаются утверждения об эмпирической недоказуемости и неопровержимости философских воззрений, одни из которых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук (например, утверждения ряда философов древности об атоме как первооснове бытия), другие развиваются и обогащаются.

Философы, считающие философию наукой, по-разному определяют ее предмет. Так, в отечественной литературе распространены определения онтологического типа:

  • философия - это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества, мышления;
  • философия - наука о всеобщем в отношении человека и мира;
  • философия - это наука о всеобщих началах сущего.

Другой тип определений - антропологического типа. Так, русский философ-экзистенциалист Н.А. Бердяев определил философию как науку о духе, считая, что наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существовании.

В истории философии сменили друг друга три подхода к пониманию предмета философии как науки: староантичное, традиционное и современное.

Староантичное понимание философии тождественно понятию науки вообще. Его можно квалифицировать как "про-тознание", "преднаука", "пранаука". Предмет нерасчлененной науки - вся действительность. Вся сумма внерелигиозных знаний - философия, возникшая как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и накопившимся знанием. Философии в античности как науки в современном смысле этого слова не было, как не было физики, биологии и других наук.

Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля, который отмечал, что наука о первых началах (учение о всеобщем) - это безраздельно господствующая и руководящая наука, наука, которой все другие, как рабыни, не вправе сказать и слова против. Философия трактуется как наука наук. Установившееся за ней название "метафизика" (то, что "после физики") стало синонимом философской науки о первых началах, о всеобщем.

12

Современное понимание предмета философии складывалось по мере накопления специальных научных знаний, выработки конкретных приемов исследования и развития представлений о закономерностях отдельных областей природы, процесса дифференциации теоретического знания. Обрели самостоятельность механика, астрономия, физика, политэкономия, медицина, математика, химия (последняя четверть XVIII века). В XIX веке возникли геология, биология, антропология, юриспруденция. Таким образом, от протознания вначале отделились естественные, затем общественные и, наконец, науки о мышлении. Возникла точка зрения, согласно которой содержание философии, якобы, "разобрано по частям отдельными науками", "философия распалась, разложилась".

На самом же деле философия, подобно механике, физике и другим системам частного знания, постепенно формируется, созревает и подготавливается к "отпочкованию" от "протознания". Это прогрессирующее разделение труда в сфере научного знания качественно изменяет роль и место философии в системе наук, ее взаимосвязи с частными науками. Философия уже не занимается решением специальных проблем механики, физики, химии, биологии, права, истории (общетеоретическими проблемами этих наук длительное время занималась философия), но в ее сферу входит исследование общенаучных, мировоззренческих вопросов, которые имеют место в частных науках, но не могут быть решены в их рамках, с помощью свойственных им специальных методов.

Становление философии как самостоятельной науки связано с окончательным размежеванием философии и частных наук. Философия и частные науки обрели свой предмет, выделившись из совокупного научного знания.

Задачи философии не сводятся к решению научно-познавательных задач; философия, представляющая собой теоретический тип мировоззрения, опирается на науку, корректируется и развивается вместе с ней и сама оказывает влияние на развитие науки. Философия и наука - не соперницы. Каждая из них выполняет в культуре свои специфические функции.

Универсальной проблемой философии является проблема взаимоотношения "мир - человек". У нее много обличий: "субъект - объект", "материальное - духовное", "объективное - субъективное" и т.д.

Издавна философы стремились выделить в этой универсальной проблеме главную, так называемый основной вопрос

13

философии. И хотя многие философские школы считают выделение такого вопроса некорректным, надуманным, основной вопрос философии формулируется неоднократно.

В философии России советского периода утвердилось положение, сформулированное Ф. Энгельсом: "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию"1.

Такой подход к формулировке основного вопроса философии базируется на фундаментальных фактах человеческой жизни: существуют материальные явления и духовные - сознание, воля, мышление; каждый человек выделяет себя из всего того, что его окружает и отличает себя от всего другого, соотносит свои цели с действительностью, оценивает действительность. "Двойственный" характер человеческой практики, "удвоение" человеком себя и своего мира в сознании является базисом выделения в качестве основного - вопроса об отношении духовного к материальному.

Основной вопрос философии в марксистской литературе традиционно делится на подвопросы или стороны. Ф. Энгельс выделил две стороны: что является первичным, дух или природа, и познаваем ли мир. Современная марксистская философия признает недостаточным рассмотрение двух сторон, указывая на необходимость вычленения в рамках основного вопроса подпроблем оценочного и практически-преобразующего отношения духовного к материальному.

По решению вопроса о первичности духовного или материального все философы разделяются на два лагеря: материалисты за первичное принимают нечто материальное (это могут быть натурально-вещественные предметы - дерево, металл, земля и т.д. или абстракция атома, мельчайшей неделимой клеточки мироздания, или абстрактная материя); для идеалистов, наоборот, материальное есть продукт духовного (идеи, сознания, воли, абсолютного духа и т.д.). Среди разновидностей материализма - метафизический материализм, вульгарный материализм, диалектический материализм. Среди разновидностей идеализма - объективный, представители которого считают, что духовное существует вне и независимо от сознания человека и природы, и субъективный, представители которого полагают, что предметы, действительность - творение человеческой психики, духовности.

14

Примером иного подхода к выделению основного вопроса может служить позиция французского мыслителя А. Камю. Сосредоточив внимание на проблемах человеческого существования и показав его абсурдность, он задает ключевой для себя вопрос: стоит ли жить? А. Камю заявляет: "Вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов"1.

Близко к подходу А. Камю понимание основного вопроса философии русским философом Н.А. Бердяевым, для которого основная проблема - это проблема свободы человека: его сущности, природы, предназначения2.

Существовали и существуют и другие подходы к формулировке основного вопроса философии, например как проблемы зла, насилия (П. Рикерт) и др. Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные классификации многообразных проблем философии. Выделим некоторые из них.

  1. Проблемы устройства мира, бытия, т.е. проблемы онтологии: существует ли субстанция бытия и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т.п.?
  2. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире; как удостовериться в том, что полученные результаты - истина, а не заблуждение?
  3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и "факты" реальности и т.д.?
  4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности и т.д.?
  5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.

15

§ 4. Функции философии

Исходя из рассмотренного подхода к философии как типу мировоззрения и науке, можно выделить методологическую, мировоззренческую, познавательную, воспитательную, т.е. духовно-гуманистическую, и критическую функции философии.

Формируя представление об устройстве мира и месте в нем человека, обосновывая ценности и цели человеческой жизни, вырабатывая принципы практического взаимодействия с миром и т.д., философия выполняет мировоззренческую функцию.

Велика роль философии в качестве методологической функции. Методология - это система исходных принципов, обобщенных способов (методов) организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе. Среди разнообразия методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой. Эти методы называют частнонаучными. Соответственно общенаучные методы те, которые используются целым рядом, определенной группой наук. Философия же являет собой всеобщий метод, ибо ее предметом исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания. Это вовсе не значит, что философия в силу всеобщности своего метода способна давать истинное знание в конкретной научной области. Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируются ими. В силу этого философия выполняет методологическую функцию для всего научного познания.

Выполняя познавательную функцию, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают философские категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, изменение, различие, причина - следствие, случайное - необходимое, часть - целое, элемент - структура. Ни один ученый, будь он историк, естествоиспытатель, экономист, литературовед, не может обойтись без этих понятий. Эти понятия приложимы не к одной какой-то области, а к любым явлениям.

16

Вот почему их относят к предельным основаниям, универсальным формам культуры. Классическая философия от Аристотеля до Гегеля тесно связала философию с учением о категориях.

Философия как наука имеет большую практическую значимость. Она помогает личности ясно судить о том, что происходит вокруг в природе, в обществе и в сознании людей. Эти знания базируются на основаниях, пришедших из глубины веков, из них состоит фундамент современной науки. Философия показывает и сокращает путь к ИСТИНЕ.

17


1 См.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 32-33.
1 См.: Поппер К. Логика и рост научного познания. М., 1983. С. 40; Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992. Т. 1. С. 43.
1 Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М., 1980. С. 16.
1 Камю А. Миф Сизифе // Бунтующий человек. М., 1990. С. 25.
2 Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990. С. 21.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.