Тема 18. Политико-управленческая сфера общества

Политика (от греч. politikos - искусство управления государством) есть особая сфера деятельности, регулирующая отношения людей, объединенных в социальные группы, этно-национальные объединения с целью сохранения определенной социальной структуры, организации, а также с целью ее совершенствования и развития в интересах как правящей социальной группы (типа класс), так и всего общества в целом.

Политика есть вопрос о власти между различными социальными силами; о сферах их влияния на властные структуры, участие в представительных органах и т.д. Одна из главных целей в политике - устройство государственной власти. Государство призвано охранять интересы самого могущественного экономически класса. Экономически господствующий класс становится и господствующим политически. Это хорошо просматривается на примере современной России.

Политические отношения - взаимодействие субъектов политики и власти (государство, партии, негосударственные фракции, ассоциации, движения, фронты, личности, этнические группы и т.д.), при котором происходят их объединения или разобщения. Политические отношения играют столь же важную роль, как социальные, экономические1. Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества, власти и народа.

Политические отношения есть основа всякой политики.

Политические отношения, политические организации, политические идеи и теории рождаются на определенном этапе развития общества.

На политической арене - фигуры класса имущих: почти нет рабочих и крестьян. В Федеральном Собрании значительная часть - назначенцы, а не выборные.

Политика нередко есть выражение экономики. Экономические интересы - основа всяких политических действий. Политика оказывает влияние на экономику, искусство, мораль и другие сферы поведения как всего общества, так и личности.

Политика обладает относительной самостоятельностью: политические действия и идеи не есть простой слепок с экономических отношений, что обусловливает возможность и реальность противоречий между экономикой и политическими действиями.

192

Если политика точно отражает назревшие потребности экономического развития, то она становится силой, способствующей реализации возможностей, заложенных в экономической системе общества. Когда политика выступает как абсолютизированная власть (как это, например, имело место при фашизме), которая стремится действовать в обход экономической необходимости, то это приводит на практике к разрушению экономики и нищете. Россия к 1995 г. оказалась по уровню благосостояния граждан на 75 месте в мире.

Поскольку политика - это искусство управления, постольку, чтобы быть искусством в высшем смысле этого слова, она, во-первых, должна опираться на достижения наук, а во-вторых, соответствовать высшим критериям нравственности: ведь именно политическая деятельность является наиболее ответственной из всех видов социальной деятельности.

Какова же структура политической деятельности? В самом общем виде просматриваются три ее основных момента. Во-первых, умение ставить ближайшие (тактические) и перспективные (стратегические) реальные цели и решать задачи, учитывая соотношение социальных сил, все возможности общества на конкретном этапе его развития. Во-вторых, выработка эффективных методов, средств, форм организации социальных сил для достижения поставленных целей. Наконец, в-третьих, соответствующий подбор и расстановка кадров, способных решать поставленные перед ними задачи.

Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она представляет собой совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, профсоюзы, различные общественные организации. Все это суть не что иное, как главные составные элементы разветвленного и крепко спаянного системного целого, механизм, с помощью которого осуществляется политическая власть в обществе.

Учение о государстве. Государство есть основной элемент политической организации общества. Пестрота воззрений на государство свидетельствовала о том, что не был последовательно научно продуман ответ на вопрос о его сущности.

Государство существовало не всегда. Оно результат исторического развития общества, его закономерной дифференциации на различные социальные группы, классы под влиянием прогрессирующего развития производительных сил,

193

сопровождающегося выделением разных видов труда и образованием института частной собственности. Дифференциация и связанное с ней усложнение общественной жизни требовали особого органа, который бы полномочно осуществлял регулирование и управление многообразными функциями общественного целого.

Государство все-таки вынуждено так или иначе удовлетворять именно всеобщий интерес. Не говоря уже о том, что при внешней для государства опасности оно является средоточием мобилизации всего народа на борьбу с врагом. Истории известно немало случаев, когда власть имущие действовали в собственных интересах вопреки интересам не только своего народа, но и требованиям исторически прогрессивного развития собственных государств1. Это означает, что государство призвано выполнять многие функции, среди которых важнейшая - хозяйственно-экономическая. Культурно-воспитательная функция также всегда присуща любому государству.

К основным признакам государства относят наличие:

  • 1) публичной власти, т.е. особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции власти; публичная власть не совпадает с волеизъявлением всего народа;
  • 2) определенной территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства, и территориального деления населения, приспособленного для удобства управления;
  • 3) права, которое закрепляет соответствующую систему норм, санкционированных государством (система фискальных органов);
  • 4) суверенитета, т.е. независимости и верховенства государственной власти внутри и вне страны.

Государство осуществляет внутренние и внешние функции. Внешние закономерно вытекают из внутренних функций и являются их продолжением; вместе с тем они оказывают обратное влияние на его внутренние функции.

Государство и право. Существенный признак государства - его неразрывная связь с правом. Отношения между людьми в экономической, социальной, политической и других сферах общественной жизни регулируются государством с помощью особых законов, которые являются официальным выражением норм права и объявляются обязательными для всех. Таким образом, право - это форма регулирования поведения

194

людей, совокупность норм поведения, которые устанавливаются и санкционируются государством с целью сохранения существующих в данном обществе экономических, социальных, политических и иных порядков, это воля господствующего класса, возведенная в закон1.

Право существовало не всегда. При первобытнообщинном строе порядок общественной жизни поддерживался силой привычки, моральным авторитетом старейшин рода или совета племени, которые представляли общие интересы всех их членов. Как только общество раскололось на классы и возникли противоположные интересы, обычаи не могли уже регулировать поведение людей. Понятие хорошего и плохого, справедливого и несправедливого у разных классов стало различным; в праве же официально закреплены понятия и нравственные нормы господствующего класса, которые становятся обязательными для всех членов общества, отождествляясь с официальной моралью. Классовое общество не может существовать без правовой регламентации отношений собственности, семейных, брачных и иных отношений. Через право, оформленное законом, государство осуществляет свою законодательную деятельность. При всем том, что право служит обычно классу-эксплуататору, оно обладает и определенной общесоциальной ценностью, ибо в принципе противостоит произволу. В условиях законности, т.е. соблюдения норм права, эксплуатируемые классы располагают определенными возможностями для защиты своих интересов, большими нежели в условиях произвола и беззакония.

Типы государства и права. Государства различаются прежде всего в зависимости от того, интересы какого класса они защищают, каков экономический базис общества, на котором они зиждутся. Известны три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодальное и буржуазное.

Рабовладельческое государство было диктатурой рабовладельцев. Рабы не участвовали в государственной жизни общества. Они не имели никаких политических и юридических прав. Закон о наказании за убийство, например, в Греции и Риме защищал только рабовладельцев. Рабов убивали безнаказанно. Право, как и государство, своим главным назначением имело защиту частной собственности от тех, у кого ее не было.

На смену рабовладельческому государству пришло государство феодальное с его более многочисленным и сложным

195

аппаратом власти, возросшим количеством тюрем, усилившейся армией и полицией. На ранней стадии развития феодализма территория государства состояла из множества субъектов. Власть короля или царя усиливалась, а власть князей, герцогов и графов ослабевала. Этого требовало развитие экономики.

Феодальное государство прикрепляло крестьян к земле собственников. Право той эпохи предоставляло помещику возможность продавать или покупать работника, требовать от него бесплатной работы. Этому соответствовало почти полное бесправие крестьянина, который не мог без разрешения помещика жениться, приобрести имущество, купить землю.

Историческим скачком было возникновение буржуазного государства, являвшего собой новый, более прогрессивный в сравнении с феодальным тип государства. Государство было заинтересовано в уничтожении сословности: развитие капиталистического способа производства требовало свободной конкуренции и в силу этого - формального равенства людей перед законом. Принцип наследования государственной власти заменяется при капитализме принципом выборности на руководящие государственные посты. Ограничение политических прав угнетенных классов при феодализме сменяется в условиях капитализма формальным предоставлением им юридических прав и участием в выборах органов государственной власти. Шедшая к власти буржуазия в борьбе против феодального деспотизма и произвола, против насилия над личностью провозгласила буржуазно-демократические свободы, равенство и народовластие, опирающееся на суверенитет народа. В политической идеологии это выражалось в отстаивании прав личности, прав человека и гражданина. Буржуазные декларации и конституции вместе с тем неукоснительно отстаивают и охраняют капиталистическую частную собственность и экономическое неравенство.

Буржуазное государство в отличие от феодального характеризуется централизацией власти, а право имеет своей целью оберегать частную собственность, блюсти основанную на ней эксплуатацию наемной рабочей силы и подавлять движение трудящихся.

Социалистическое государство1 - принципиально новый исторический тип государства. Оно выступает как орудие уничтожения эксплуатации человека человеком, построения

196

бесклассового общества. Но в этой идеологии было немало прорех. Соответственно, социалистическое право выражает волю всего народа, регулирует хозяйственные и другие общественные отношения, охраняет социалистический порядок, устанавливает права и обязанности граждан и должностных лиц, стоит на страже общественной и личной собственности.

Истории известны и государства переходного типа со сложной социально-классовой структурой (см. схему).

Этапы построения социально-ориентированного государства

197


1 Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С . 233.
1 Эпоха Смуты в России 1604-1613 гг.: развал государства, преследование господствующими группировками своих интересов.
1 Спиркин А.Г. Указ. соч. С. 415-433.
1 Китай - социалистическое государство, насчитывает 1 млрд. 200 млн. человек; существует социалистическая Сев. Корея; Куба; все человечество - 5,5 млрд. человек.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.