Тема 17. Социальная сфера жизни общества

§ 1. Понятие социальной сферы жизни общества

Мы видели, что существуют сферы производства вещей и идей, т.е. материальная и духовная сферы

175

общества. Они наполняют нашу жизнь комфортом, удовольствиями, делают ее гармоничной в условиях стабильно развивающейся общественной системы. Или наоборот: в условиях падения уровня экономики, инфляции и безработицы делают ее малопривлекательной для большинства народа. Кроме этих сфер жизни общества мы говорим о социальной. Социальная сфера жизни общества связана с удовлетворением потребностей человека в жилье, пище, одежде, образовании, поддержании здоровья (медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение). Словом, человек должен удовлетворять свои 5 уровней потребностей, которые выделил А. Маслоу. К числу социальных потребностей людей мы считаем целесообразным отнести также защиту от опасных для жизни явлений природы: землетрясений, наводнений, пожаров, бурь и других явлений природы. Социальная сфера теснейшим образом связана с благосостоянием общества и личности. Когда-то древние предки зулусов оставляли постаревших членов племени на съедение диким животным. Ныне вышедшим на пенсию платят деньги, необходимые для существования.

Итак, социальная сфера общества удовлетворяет потребности людей в материальных и духовных товарах и услугах, образовании, осуществляет социальную защиту, здравоохранение, защиту от чуждых и опасных явлений природы.

Субъекты социальной сферы жизни общества. Социальные группы, именуемые классами - один из субъектов социальной сферы жизни общества. Когда мы говорим о социальной сфере жизни общества, то имеем прежде всего в виду не объемную характеристику реально функционирующих социальных групп, классов, наций, а удовлетворение потребностей личности, человека.

Классы и другие общности придают этому процессу свою специфику, т.е. указывают на колорит социальной сферы того или иного времени: скажем, в эпоху Екатерины II крестьянин отрабатывал 4 дня на барщине; или - работник аппарата ЦК КПСС в I960-1991 гг. отдыхал в спецсанатории, куда не мог проникнуть рабочий или крестьянин; или один из заместителей председателя правительства современной России отдыхает в Новой Ореанде (место отдыха Л. И. Брежнева), чего не мог себе позволить чиновник такого ранга даже в царские времена (не по чину берет). Каждая эпоха имеет свою социальную сферу, свой колорит, свою ауру социальности. И она не сводится к подробнейшему анализу жизни того или иного слоя, социальной группы, другой общности.

176

Этносы, нации и национальные отношения. Национальные отношения следует понимать в узком и широком смысле.

Когда мы говорим о национальных отношениях в XV в. на уровне России и Франции, то мы должны отдавать себе отчет в том, что наций в современном понимании слова еще не было. Были отношения между племенами, народами, народностями, этносами. Этнос - любой народ на какой угодно ступени развития (социально-общественной). Нации в современном понимании слова возникли к XVIII веку - времени Французской буржуазной революции как результат достижения в материальной и культурной жизни общества. Не все этносы превратились в нации. К 1917 г. в России было 196 народов (этносов). Наций среди них было сравнительно немного: русские, украинцы, народы Прибалтики, татары и др.

Преобладали этносы на уровне бытия племен, народности и др. Причем ряд малочисленных народов находился на стадии родо-племенных отношений, другая часть этносов проходила феодальную ступень развития. Были народы, втянутые непосредственно в водоворот бурных материально-производственных отношений капиталистического характера, проходили стадию "капиталистического котла". Скажем, казахи, татары, долгане или нивхи находились в различных социальных измерениях с точки зрения сложности общественных отношений: включенности в технологию тогдашней жизни, в производство товаров и духовных ценностей, сферу услуг, систему мышления. Титульные народы Севера, Сибири, Дальнего Востока по своему образу жизни коренным образом отличались от народов Центральной России, которая производила материальные и духовные ценности на уровне конца XIX - начала XX века.

Впоследствии десятилетия существования Советского государства как-то смягчили этот разрыв: практически к концу 70-х началу 80-х годов XX века в СССР было всеобщее 10-летнее обязательное образование (среднее); это давало людям всех национальностей более успешно включаться в жизнь высокоразвитых народов. Приобщение к образованию, науке, технике имеет как положительное, так и отрицательное значение. Компьютер с детства, постоянное напряжение нервной системы, малоподвижный образ жизни тесно связаны с нарушением обмена веществ, сердечно-сосудистых заболеваний в так называемых развитых странах, особенно в США.

Человечество как субъект социальной сферы жизни общества. Связь между членами той или иной общности, которую

177

они составляют, есть форма исторической жизни людей. Одной из таких форм является человечество. Человечество не только совокупность рас, этносов и национальностей, индивидов, но и социальная общность. Разные периоды в истории человечества ставили перед ним разные задачи.

Американцы сбросили в августе 1945 г. атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Резонанс - страшная опасность нависла над человечеством. Возникла реальная возможность самоистребления людей людьми, т.е. гибель человечества. В Белоруссии в 1986 г. в результате катастрофы на Чернобыльской АС произошло заражение земли и атмосферы, равное по силе 90 бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки.

Первейшая задача человечества - выживание и сохранение жизни на Земле. Вторая - общим интересом человечества является совместная деятельность по развитию мировой культуры. События последних 6-8 лет развития в России показывают, что так называемые "общечеловеческие ценности", "общечеловеческая культура" недостижимы и не нужны, если они будут достигаться за счет национальных интересов тех или иных народов. В данном случае речь идет о том, что за 3 года, с 1988 по 1991 г. в России была разрушена национальная кинематография и в кинотеатрах страны от Брянска до Владивостока идут боевики, порнографические и эротические фильмы, которые нельзя показывать в добродетельных США. (Штраф за нравственное разрушение личности и тюремное заключение по решению суда.) Войны за рынок, навязывание своих стереотипов - все это далеко от тех процессов, которые способствовали бы сегодня развитию культуры России1. Американизация заметна и в Германии, и во Франции, где она получает мощное сопротивление национальных культур, поддерживаемых патриотически настроенными национальными правительствами.

В-третьих, воспитание каждого жителя Земли в духе общепланетарного патриотизма: забота об экологии, воспитание в духе уважения к менталитету других народов, их культурам.

Человечество - это социальная и расово-этническая общность людей, объединенная стремлением к продолжению жизни на Земле, связанная совместной деятельностью по развитию цивилизации. Наряду с общими интересами человечества, имеются региональные, национальные и личностные интересы.

178

Каждая социальная общность носит конкретно-исторический характер, в каждом регионе, стране, нации, этносе, классе, социальной группе она имеет свое специфическое содержание. Каждая общность есть субъект социальной сферы жизни общества, создающий определенную "ауру социальности", в которой реализуется общее целое.

§ 2. Социальная политика на Западе

В современных экономиках западноевропейских стран наблюдается ориентация на две полярные концепции социального регулирования: модель общества изобилия и модель государства благосостояния в более узком смысле. Согласно первой модели деятельность государства в области социальной помощи концентрируется на понятии жизненных стандартов и содействии динамическому росту без непосредственного вмешательства в основные механизмы производства и распределения.

Согласно второй модели правительство обязано вмешиваться в функционирование экономики с целью более равномерного распределения благ. Однако при всех различиях в моделях следует иметь в виду, что в результате реализации программ достигнут высокий жизненный уровень широких слоев населения.

Социальные программы включают расширение системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства, т.е. создание развитой социальной инфраструктуры.

На программы социального обеспечения в Великобритании большое влияние оказывают демографические изменения, в частности старение британского населения. Более позднее начало и более ранний конец трудовой жизни ведут к сокращению продуктивной фазы жизни. Возможность передачи благосостояния от поколения к поколению в начале следующего тысячелетия предполагает, что для поддержания социальных программ придется резко увеличить налоги на доходы работающей части населения. Старение населения требует увеличения расходов не только на пенсии, но и на здравоохранение. В основе социального обеспечения лежат три вида выплат 1) пенсии и пособия по национальной системе страхования, предусматривающие фиксированные отчисления от заработной платы всех граждан, доход у которых 39 ф. ст. в неделю и выше; 2) универсальные пособия; 3) выборочные пособия, обусловленные

179

проверкой нуждаемости. Существует также система налоговых льгот и скидок, которая воздействует на распределение ресурсов между различными группами населения и может быть альтернативой прямым государственным выплатам.

Важную роль играет социальное обеспечение по месту работы. Многие предприниматели обеспечивают пособия по болезни, беременности и родом, увольнению в размерах, превышающих законодательно установленный государственный минимум. Существует также пенсионное обеспечение по месту работы, заменяющее часть государственной пенсии. Фирмы, осуществляющие частное страхование, получают налоговые субсидии.

Государственная служба благосостояния и налоговая политика распространяются на каждого англичанина. Расходы на социальные нужды (образование, поддержание доходов, здравоохранение и персональное социальное обслуживание) без учета налоговых скидок составили 24,9% ВВП в 1991 г, (в 1960 г. - 13,9%). В 1989-1990 гг. расходы на пособия составили 51,1 млрд. ф. ст., т.е. 30% государственных расходов. Увеличение пенсий и пособий опережает рост инфляции. На поддержку здравоохранения, образования и пенсионного обеспечения уходит более 2/3 социального бюджета.

Большое значение в функционировании стабилизированной экономики имеют социальные исследования, анализ структур и процессов в обществе, которые создают данное распределение ресурсов.

Экономисты считают, что не потребности, а предпочтения и спрос следует использовать как критерий для размещения услуг в условиях ограниченности ресурсов.

Социальные расходы во Франции финансируются за счет следующих источников: индивидуальные взносы (22,6%), взносы предпринимателей (51%), отчисления из госбюджета (19,4%), отчисления местных органов власти (1,6%), налоги (2,4%), прочие поступления, включая доходы от капиталовложений, - 3%. В структуре расходов на социальное обеспечение на первом месте стоят пенсии, на втором - здравоохранение, на третьем - семейные пособия, затем идуг расходы на пособия по безработице и на профессиональное обучение, обеспечение жильем, пособия на несчастные случаи и профессиональные заболевания, пенсии участникам и жертвам войны. Большинство программ социального обеспечения существует в двух

180

вариантах - социального страхования и социальной помощи1.

Правом пользоваться программами социального страхования обладают все плательщики взносов и их родственники до третьего колена (если они проживают с главой семьи и не работают) в течение 12 месяцев после прекращения работы и уплаты взносов по страхованию. Пособия в рамках социальной помощи получают лица французской национальности, проживающие во Франции и не имеющие достаточных средств для существования. 70% французов пользуются услугами страховой медицины, предусматривающей свободу выбора врача, лечебного учреждения, характера медицинской помощи, компенсацию медицинских расходов, гарантированную оплату лечения при госпитализации. Компенсируются стоимость лечения, гонорары врачей, приобретения медикаментов, оплата лабораторных исследований и покупка лечебных аппаратов, лечение на курорте с возмещением расходов на проезд и проживание, а также необходимые расходы по адаптации после болезни.

Пенсии по старости устанавливаются по достижении 65 лет и определяются размером заработка и продолжительностью уплаты взносов, достигая максимума при их уплате в течение 37,5 лет. Существуют также дополнительные пособия по старости. Значительных сумм достигают семейные пособия.

В последнее время выдвигаются предложения (А. Жираль) о необходимости подчинения социального обеспечения законам рынка, соотношению спроса и предложения на услуги. Это предполагает, например, свободу установления цен на лекарства, сокращение расходов на лечение, постепенное сокращение гарантий, исключая расходы, определяемые свободным выбором личности, освобождение предприятий от взносов на социальное обеспечение во имя их конкурентоспособности на европейском рынке.

Чрезмерные расходы на социальное обеспечение, по мнению И.-М. Лолана, не позволяют установить оптимум в распределении ресурсов. Сверхпотребление граждан осуществляется за счет сокращения накопления, поскольку экономика не

181

производит достаточных доходов для финансирования социального обеспечения.

Система социального обеспечения способствует занятости более чем 400 тыс. человек, помогая решению проблемы безработицы. Расширение занятости в этой сфере не так подвержено конъюнктурным колебаниям, как в рыночном секторе экономики. Социальное обеспечение оказывает также решающее воздействие на состояние и перспективы медицины, мощного амортизатора возможного экономического кризиса и важного средства повышения благосостояния нации. Деятельность этой отрасли, по мнению Р. Ленуара, прямо способствует повышению ценности "человеческого капитала" - составной части богатства страны. Ленуар считал необходимым не экстенсивно наращивать развитие социального обеспечения, а найти новые пути использования средств, способных принести большой эффект, например, профилактика негативных явлений, от которых страхует социальное обеспечение. Так, повышение качества жизни способно, по его мнению, отсрочить и сократить необходимые расходы на здравоохранение за счет вложения средств в очистку воздуха, воды, продуктов, создания удобных режимов труда.

Социальное государство в Германии прошло противоречивый путь развития, преодолев ряд этапов. Это период экономического чуда 50-60-х гг.: период приспособления к изменившимся условиям 1961-1966 гг.; введение государственного регулирования в 1967-1973 гг.; кризис занятости в 1974-1982 гг.; начало "политики перемен" с 1983 г.

Концепция "социального государства" систематизирована А. Мюллером-Армаком и постулирует равную значимость экономической и социальной сфер общества, необходимость соединения свободы рынка с социальным выравниванием. Эта концепция призвана сочетать рыночные принципы с социальными, гуманизировать рынок системой социальной политики, направленной на гарантирование минимального жизненного уровня нуждающихся слоев населения. Социальное государство явило собой попытку найти третий путь между свободным рыночным и централизованным плановым хозяйством. Главная задача состояла в том, чтобы добиться синтеза экономической свободы, социальной защищенности и справедливости.

Выплаты в рамках системы социальной помощи стали интегральным элементом коллективной, контролируемой государством и гарантированной основы человеческого существования.

182

Социальные услуги оказываются преимущественно в виде денежных выплат через систему социального страхования. Уровень жизни каждого гражданина страны согласно системе социальной помощи в Германии не должен опускаться ниже официально устанавливаемой черты бедности, которая определяется денежной стоимостью набора товаров и услуг, считающегося необходимым для поддержания человеческого достоинства.

Права граждан, собранные в социальном кодексе, насчитывающем 10 томов, гарантируют: помощь в получении образования, профессиональную подготовку и найм на работу; социальное страхование, государственную компенсацию за производственную травму; финансовые дотации семьям; выплаты на жилье; помощь молодежи; интегрирование и реабилитацию инвалидов. Важное место занимает принцип социального партнерства, отказ от конфликтов между работодателями и наемными работниками. Объем социальных расходов в Германии стабилизировался на уровне 35% в 1990 г. Для преодоления тенденции к бюрократизации и отчуждения государства от индивидуальных потребностей за последние 20 лет создано множество местных инициатив и групп самопомощи в сферах образования и здравоохранения, защиты окружающей среды. Антиинфляционная индексация социальных выплат обеспечивала высокий уровень жизни, который у получателей социальной помощи не отставал от уровня жизни экономически активного населения.

Большинство экономистов и политологов, признавая рынок в качестве ведущего элемента системы, признают также его неспособность обеспечить распределение материальных благ, гарантирующее малообеспеченным слоям населения минимум необходимых товаров и услуг.

"Социальная справедливость проявляется прежде всего по отношению к малоимущим лицам. Она обязывает государство к социальному выравниванию"1. Экономическая политика без учета социальной справедливости нарушает социальный мир и ведет к экономическим потерям, а социальная политика, безразличная к эффективности экономики, лишает себя источников финансовых поступлений2.

183

Выделяют следующие основные принципы социального государства: 1) свобода принятия решений об инвестициях, для индивидуального предпринимательства; 2) свобода выбора для наемных работников; 3) механизм цен и конкуренция как главные рычаги функционирования экономики без вмешательства государства; 4) разумное соотношение между рыночными экономическими принципами и перераспределением благ через государственную систему социальной помощи.

Главная функция государства - в совершенствовании "правил игры" между предпринимателями и потребителями в целях эффективности функционирования экономики без нарушения равновесия между частным сектором и государством. Социальное государство, по словам Р. Цепперника, основано на единстве экономической и социальной сфер, синтезе динамического рынка и высокого уровня системы социальной помощи1.

Для эффективности социального государства, по мнению президента немецкого института экономических исследований (Берлин) Х.-Ю. Круппа, политика стимулирования роста, улучшающая инфраструктуру, создающая предпосылки для технического прогресса, модернизирующая экономическую структуру, должна сочетаться со стратегией увеличения занятости.

Видный деятель ХДС К. Биденкопф считал, что в настоящее время Германия прошла фазу "экспансии" и вступает в новую фазу "качественного роста", для которого характерны расширение области личных и сужение области коллективных потребностей и потребления, восстановление равновесия между интересами общества и интересами отдельных социальных групп, активизация деятельности самого человека в интересах всего общества2.

Качественный рост предполагает развитие общественных структур с целью приведения в соответствие с социальными и экономическими реальностями. Это может быть достигнуто интенсивным использованием достижений НТП, развитием инициативы и укреплением дисциплины. Критериями качественного роста являются рост производительности труда, расширение услуг, улучшение качества жизни.

184

§ 3. Какая социальная политика нужна России

В переходных к рынку процессах следует сохранить активное и объемное участие государства, имея в виду экономическую стабилизацию, структурную перестройку хозяйства, ведущую роль социальной сферы, сохранение национального пути развития. Так как государство призвано потенциально определять и социально защищать передачу средств в обществе для обеспечения качества жизни, одной из его главных функций являются социальные государственные программы. Особенности России требуют государственного программирования динамики спроса и предложения, социального развития на макроуровне.

Социальная защита населения должна определяться правительственной и профсоюзной политикой, а также экономической ситуацией, в оценке которой особенно важны макроэкономические условия (инфляция, безработица, экономический рост).

Государственная политика в социальной сфере предусматривает:

  • а) поддержание высокого уровня занятости и ценовой стабильности, стимулирование экономического роста;
  • б) эффективную систему налогообложения, регулирующую интересы на денежных рынках;
  • в) закон о гарантированных доходах.

В условиях продолжающейся гиперинфляции регулирование цен выдвигается в качестве первоочередной задачи. Первичной формой регулирования цен должно стать наблюдение за ценами со стороны правительственных органов, которым занимаются статистические управления, научно-исследовательские центры профсоюзов (которые предстоит создать в России), специальные независимые фирмы, университеты. Цель наблюдения - определение индекса ежегодного номинального роста доходов, влияние роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государственное вмешательство в ценообразование предусматривает санкционированное правительством завышение издержек производства (за счет завышения амортизационных отчислений). Прямое государственное воздействие на цены оказывают государственные субсидии, снижающие издержки производителей.

Государственная власть должна способствовать сохранению стабильных цен на продовольственные товары, субсидируя их. От обеспеченности продовольствием зависит политическая стабильность.

185

Об этом писал еще Дж. Гэлбрейт в 1991 г.

Государственная поддержка сельского хозяйства и сдерживание роста цен на продовольствие являются важнейшей инфляционной и антикризисной мерой. Спрос на продовольствие малоэластичен по отношению к ценам, и поэтому в результате либерализации цены на сельскохозяйственную продукцию могут быть очень высокими. Рост цен на продовольствие при большей доле затрат на него в доходах населения России ведет к росту доходов, обеспеченных лишь инфляционной эмиссией. Гиперинфляция наступает именно тогда, когда в условиях спада производства допускается свободный рост цен на продовольствие. Поэтому подход к приватизации в сельском хозяйстве не оправдан (как к средству выхода из кризиса) без решения проблемы бездефицитного бюджета, конверсии, структурной перестройки, ликвидности денег и т.п.

Важнейшим фактором ценообразования на рынке является информация (о потребностях потребителя и насыщении рынка), так как она происходит через систему цен. Поэтому важнейшее условие социальной защиты - совершенствование системы информации о ценах и их равновесии.

В соответствии с этим следует выделить 2 стадии разработки проблемы: а) получение информативной структуры, характеризующей функцию оптимального решения экономических агентов; б) оптимизация издержек этой структуры. Каждая информативная структура использует свои функции оптимального решения. Для каждого информативного сигнала определяют действие, максимизирующее условную полезность, данную сигналом.

Цена является основным фактором, влияющим на интенсивность спроса. Налоговое регулирование при плавающих рыночных ценах представляется лучшим вариантом индикативного планирования цен. Путем манипуляции налогами можно достичь желаемой коррекции в действии рыночного механизма, если в экономике будет действовать принцип протекционизма.

Поскольку в процессе перехода к рынку при сохранении дефицита производитель сохраняет монопольное положение, получая дополнительный доход без увеличения выпуска и улучшения качества (повышая цены), необходим государственный контроль над ценами. На рынке должны действовать государственные твердые, регулируемые и свободные цены. Отсутствие такого соотношения нарушает равновесие. В конечном

186

счете цены зависят от степени пропорциональности экономики. Поэтому государство должно активно участвовать в оптимизации структуры экономики, учитывать тенденции развития мирового рынка. На стадии производства возможно определение лимитных уровней. Проверку цены проходят на рынке на основе учета спроса. Причем товарные рынки должны быть сбалансированы с ресурсными.

Одна из главных задач экономической политики - обеспечение эффективной и стабильной занятости. Искажение системы соотношений цен и заработков вызывает несовпадение распределения факторов производства между отраслями и распределения спроса на продукцию этих отраслей. Установление соответствия спроса и предложения в каждом секторе экономики способствует высокому и стабильному уровню занятости1.

Особенность ситуации с занятостью в России заключается в низкой эффективности использования ресурсов. Нужно найти такие формы и границы связи индивида и собственности, при которых он воздействовал бы на эффективность использования ресурсов. Для смягчения влияния рынка необходимы активная монетарная и фискальная политика, так как необходимо регулирование спроса на рынке капиталов, обеспечение стабильности стоимости денег, уменьшение бюджетного дефицита.

Современное состояние экономики, возможность появления массовой безработицы выдвигают на первый план проблему сокращения предложения рабочей силы, пересмотр границ совокупного фонда рабочего времени: сокращение продолжительности рабочей недели, неполную занятость, гибкий режим рабочего времени. В развитых странах Запада численность работающих неполное рабочее время составляет 25-50% (у нас - 1%).

Главное - не допустить массовой безработицы, так как в России в условиях низкого уровня экономического благосостояния это будет социальным бедствием. Необходим массовый охват молодежи профессиональным образованием, что позволит государству активно влиять на безработицу. Следует увеличить рабочие места в торговле, общественном питании, здравоохранении за счет строительства новых предприятий, расширять частный сектор в сфере услуг, стимулировать самозанятость.

187

В условиях недостаточного спроса следует стимулировать инвестиционную деятельность предприятий. Это создает возможность эффективной занятости. Ежегодные темпы роста дохода от капитала должны находиться на уровне 3-6% (для обеспечения долговременной занятости и получения прибыли). Для достижения эффективной и стабильной занятости государство должно воздействовать на производство непосредственно через лицензирование инвестиций, контроль над ценами, политику доходов. Косвенных методов недостаточно. Основной функцией должна быть координация стратегических экономических решений, главной задачей - перераспределение благосостояния.

Государство должно всемерно расширять и поощрять предпринимательство, которое пока носит характер первоначального накопления финансового капитала и имущества непроизводственного назначения. Но накопление средств инфляционными способами не может продолжаться долго.

Коммерческий капитал может либо принять активную форму инвестиций в производстве дефицитной продукции, либо наступает гиперинфляция и товарный дефицит становится абсолютным.

Занятости способствует система социального обеспечения. Для поддержания социальных программ следует: а) расширить социальное обеспечение по месту работы (по болезни, беременности, родам, увольнению в размерах, превышающих законодательно установленный государственный минимум). Предприятия, применяющие частное страхование, получают налоговые субсидии; б) расходы на социальные нужды должны примерно составлять 30% государственных расходов, 2/3 социального бюджета следует направлять на здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение; в) обеспечение цепи социальной справедливости должно быть возложено на профсоюзы; г) социальные расходы финансировать за счет: индивидуальных взносов (22%), взносов предпринимателей (51%), отчислений из госбюджета (19%), отчислений местных органов власти (1,5%), налогов (2,5%); д) в структуре расходов на I месте должны находиться пенсии, на II - медицина, на III - семейные пособия, на IV - пособия по безработице, далее - на профобучение, обеспеченность жильем, несчастные случаи и профзаболевания, жертвам войны; е) антиинфляционная индексация социальных выплат.

В условиях продолжающего и нарастающего спада производства проблема экономического роста обостряется. Сокращение

188

промышленного производства в Москве за период с июня 1991 по июнь 1992 г. составило 26%, сельскохозяйственного производства Московской области - 28%. Тенденция экономического роста зависит от совокупных индивидуальных расходов - основного элемента конечного общественного спроса, от точности оценки потребительского спроса. Поэтому в основу анализа общеэкономической ситуации закладывают макроэкономические показатели индивидуального потребления. Необходимо установление связи микроэкономических показателей потребительского спроса с секторами производства. Экономический рост является функцией от потребностей, поэтому индивидуальное потребление стимулирует и регулирует производство.

Рост национального дохода и потребления вызывается инвестиционной активностью, важнейшим инструментом поддержания которой являются изменения государственных капитальных вложений. Излишек капитала может служить инструментом в политике доходов. Политика доходов, обеспечивающая превышение доли прибыли над инвестициями в национальном доходе, может служить условием эффективности функционирования системы.

Положительное влияние государственной политики распределения рассматривают в плане формирования доходов людей со средними и низкими заработками. Главным здесь представляется государственное стимулирование индивидуальной деятельности через систему налогового обложения.

Эффективность системы социальной защиты, являющейся главной функцией государства, немыслима без развитой системы образования1.

Совместить образование с суверенитетом рынка наилучшим образом позволяет преимущественно университетская система. В условиях перехода к рынку государство должно приобретать интеллектуальную продукцию на рынке, регулировать рынок через налоговую систему. В связи с созданием рыночных отношений необходимо закрепление за индивидом прав собственности на знания и технологию (публикации, патенты, авторские свидетельства). В систему образования необходимо привлекать государственные инвестиции - вклады, безналоговые и беспроцентные кредиты. В целях роста профессиональной

189

подготовки необходимо создание специальных государственных фондов на основе льготного налогообложения.

Создание рынка жилья - важнейшее направление социальной политики, так как жилье - это товар, поглощающий значительную часть потребительского спроса. Государство призвано разрабатывать модели услуг и норм налога, капитализированных в ценах на жилье. Это простые однопериодные модели максимизации полезности домовладельцев, использующие в качестве переменных текущие цены, доходы, сбережения, а также статические модели в анализе пространственных рынков жилья. Стандарты жилья улучшаются только через рынок.

Недооценка роли государства ведет к ослаблению национальных экономических позиций.

Каждая из вышеизложенных идей может быть конкретизирована в виде программ и мероприятий на различных уровнях и реализована административными, финансовыми исполнительными и законодательными органами.

§ 4. Почему у нас не любят богатых

То, что в Росси не любят богатых людей, общеизвестно. Опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), позволяет ответить, почему их не любят.

Оказывается, россиянам претит не богатство как таковое, а путь, который приводит к нему. Большинство россиян путь, ведущий к богатству, не связывают ни с трудолюбием, ни с талантом, ни с образованностью. Достичь его, по мнению опрошенных, можно в том случае, если у вас есть связи, если вы ведете нечестную игру, ну и если вам повезло.

Ниже представлены другие причины, также ведущие к богатству, по мнению респондентов. Опять на первом месте - нечестные способы обогащения, на втором - везение, иначе "богатое наследство" не назовешь. И лишь на четвертом - предприимчивость.

Существует ли еще какая-либо причина,
которая часто ведет к богатству?

Перепродажа, спекуляция, воровство, грабеж, махинации 45%
богатое наследство 13%
взяточничество 10%
предприимчивость 7%
экономическая нестабильность 7%
связи 7%

190

Впрочем, россияне не против миллионеров, 40% так и говорят: если состояния нажиты честным путем - то пожалуйста, я не против. Правда, 5% против в любом случае, а 29% полагают, что такие деньги честно заработать невозможно. Для 18% это не имеет значения.

Принимая во внимание все вышесказанное, можно обратиться выводам, где предложен сравнительный портрет западного и отечественного бизнесменов. Отечественный бизнесмен выглядит скорее как разбойник с большой дороги.

Качества, присущие бизнесменам:

западным
52% деловая хватка
52% высокий профессионализм
37% трудолюбие
37% рационализм
26% честность, порядочность
25% инициативность, настойчивость
19% высокий уровень культуры
18% низкий уровень культуры
11 % жажда наживы
7% склонность к благотворительности
3% склонность к жульничеству
2% нежелание честно трудиться
2%; неразборчивость в средствах достижения своей цели
1% низкий уровень общей культуры
- непрофессионализм, некомпетентность1.
отечественным
58% жажда наживы
40% склонность к жульничеству
31% нежелание честно трудиться
23% деловая хватка
22% неразборчивость в средствах достижения своей цели
18% низкий уровень культуры
16% авантюризм
13% непрофессионализм, некомпетентность
12% инициативность, настойчивость
11 % трудолюбие
9% рационализм
6% честность, порядочность
4% высокий профессионализм
3% склонность к благотворительности
2% высокий уровень общей культуры

Резюме: до тех пор, пока наши бизнесмены и миллионеры не сумеют объяснить своим согражданам, как можно честно заработать миллионные состояния, те не будут питать к ним ни любви, ни сочувствия.

191


1 В 1987-1991 гг. на культуру из бюджета СССР поступило 123 млрд. долларов; в 1991-1994 гг. - 3,5 млрд. долларов.
1 Возникший дефицит системы социального страхования но Франции (50 млрд американских долларов) заставил и 1995 г. правительство Д. Жюппе искать новую модель социального страхования (См.: Независимая газета. 1995 22 ноября).
1 Stammer Th. Programme der politishen partien in der Bundesrepublik Deut-schland. - Munchen, 1992. - Bd. 1-2, S. 50.
2 Stammer Th. Programme der politischen partien...; S. 104.
1 Zeppernick R. Zur Rolle des States in der Sozialen Marktuirt scnalt, Tilbingen: Mohr., 1987, s. 47.
2 Цит. по: Эволюция теории и практики государства благосостояния в 80-е годы. - М., ИНИОН РАН, 1991, с. 156.
1 Экономические науки. 1991. № 11. С. 57-66.
1 Система образования России страдает не столько от неразвитости, сколько от нищенского финансирования: в 1988 г. мы стояли на уровне развитых стран; в 1994-95 гг. - на уровне колонии (1,5% от бюджета).
1 "Экономические новости России и содружества" // 1993, № 18, сентябрь-октябрь. - С. 5.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.