Раздел III.
Учение о бытии,
сознании и познании
Тема 9. Бытие. Материя
§ 1. Философский смысл проблем бытия
Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее ИСХОДНОЙ для систематического освоения действительности. Бытие - это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется ОНТОЛОГИЕЙ.
Категория Бытия объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы, процессы. Многие философские системы стремятся рассматривать мир как некую ЦЕЛОСТНОСТЬ. Для выражения единства бытия имеется особая категория - СУБСТАНЦИЯ. Субстанция означает внутреннее единство многообразия вещей, существующее через них и посредством их. Субстанцией признавали то материальное, то - идеальное. В одних учениях - много субстанций, в иных - одна.
Плюрализм в философском смысле означает признание МНОЖЕСТВА субстанций.
Дуализм - исходит из двух основ, двух субстанций, одна из которых материальная, другая - идеальная. Учения, признающие одну субстанцию, называются монистическими. Они представляют монизм. Религиозные философы, например В. С. Соловьев, считали, что краеугольным камнем "философии единства" должно быть признание всего одушевленным. Факт внешнего, материального отношения есть внутреннее отражение внутреннего, психического состояния существа1.
90
Философская категория бытия тесно связана с реальной жизнью отдельного человека и человечества.
Жизнь каждого человека опирается на понятные основания. Мы их принимаем без сомнений и рассуждений. Самое главное, что мир есть, имеется. У каждого из нас возникает естественная потребность, чтобы этот мир существовал и впредь, как стабильное целое. Скажем, проснувшись, хочется увидеть утром небо, знакомых и родных людей.
Проблема Бытия остро возникает тогда, когда фундаментальные предпосылки жизни и сознания начинают "уплывать", становятся предметом сомнений. Природа и социальная жизнь постоянно изменяются и дают человеку поводы для сомнений в вечном и неизменном существовании мира.
Все-таки идея о непреходящем существования природы более стабильна в истории мысли, хотя человек, отдельные вещи, процессы - КОНЕЧНЫ.
Мир, действительность имеет логику своего внутреннего развития, своего существования. Мир существует до сознания, до Бытия отдельных людей, их сознания, их действий.
Содержание категории Бытие. Данное понятие связано с целым рядом других категорий (небытие, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера).
Категория Бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:
- 1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;
- 2) природное и духовное, индивиды и общество РАВНО существуют, хотя и в разных формах;
- 3) их различное по форме существование - предпосылка единства мира;
- 4) мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания, его людей.
Основные формы Бытия.
Формы Бытия различны:
- Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на Бытие вещей, процессов, состояние природы, Бытие природы как целого и Бытие вещей и процессов, сотворенных человеком;
- Бытие человека (Бытие человека в мире вещей и собственно специфическое Бытие);
91
- Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;
- Бытие социального, которое делится на индивидуальное Бытие (Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и Бытие общества1.
§2. Реальное и кажущееся Бытие
Реальное Бытие, т.е. само по себе, независимо от субъективного отражения, обозначается еще как НОУМЕНАЛЬНОЕ БЫТИЕ (ноумен - умопостигаемая сущность, от греческого "поитепоп"), вещь сама по себе, "действительное".
Кажущееся Бытие, т.е. такое бытие, каким оно нам представляется в плане существования, выражается термином ФЕНОМЕНАЛЬНОЕ БЫТИЕ (феномен - явление, данное нам в опыте, от греческого являющееся), "иллюзорное", или просто "явление". Восприятие мира таким, каков он есть в ощущениях человека, заставляет нас с доверием относиться к данным опыта.
Но далее мы сталкиваемся с проблемами типа "геоцентрическая" система мира. Проблема кажущегося и действительности упирается в поиски критериев. Часть философов считает, что критерий не может быть найден. Он следует из рассуждений И. Канта: разум должен принимать на веру существование вещей вне нас. Аналогичный вывод сделал австрийский философ Л. Витгенштейн (1889-1951), утверждавший, что признание некоторых "очевидных" вещей вроде того, что люди знают свое имя и своих родителей, есть уступка здравому смыслу, нужная для того, чтобы человек мог как-то жить, отталкиваясь от "несомненных" вещей.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что познаваемость мира, как черта многих философских систем (гегелевской, марксистской и др.) означает, что КРИТЕРИЙ - это ПРАКТИКА. Самолет отрывается от Земли и совершает перелет через Северный полюс. Это есть подтверждение только того, что теоретики, металлурги, физики, механики и другие ученые верно отразили законы сопромата, физики, аэродинамики в конструкции летательного аппарата.
92
§ 3. Материальная сущность мира
Философское понимание материи. Материя - ключевое понятие любой формы материализма. Оно обсуждалось и идеалистами (Джордж Беркли, Давид Юм и др.). Понятие материи считалось ими ненужным, неработающим, поскольку в мире отсутствует вещь, которая обозначается этим понятием. Позитивисты считают, что понятие материя не может быть проверено в опыте, а, следовательно, оно безфункционально.
Объективные идеалисты (Платон, Гегель) и в неотомизме материи отводят роль пассивного начала. У Гегеля природа развернута в пространстве, но не развивается во времени.
Еще в XIX веке материалисты утверждали, что материальное тело состоит из неделимых атомов, а телесность и протяженность - неотъемлемые атрибуты материи. В конце XIX - начале XX века естествознание совершенствовалось: были сделаны принципиальные открытия в химии, физике. В частности, рентгеновские лучи опровергли прежние идеи о непроницаемости материи. Были открыты электрон, самопроизвольное излучение урана, радиоактивный распад атомов. Было измерено давление света. Оно доказало наличие электромагнитной массы; в физику введено новое понятие - "поле", описывающее состояние материи, принципиально отличное от обычного "вещества".
Теория относительности А. Эйнштейна описала непостоянство массы при изменении поля и скорости его распространения, вопреки представлениям о том, что масса и объем материи абсолютно неизменны, изначальны и ничем не обусловлены. 25 веков существовала идея неделимого атома, первокирпичика всего сущего. На грани XIX и XX веков она рухнула. Разрушение атомистическо-механической картины мира получило название "кризис в физике". Ученые того периода, например французский математик Анри Пуанкаре, говорили, что науки нет, есть груда развалин. Ему возражал русский мыслитель В. И. Ленин. Он говорил, рушится не наука, а старый ПРЕДЕЛ понимания, осмысления реального мира. Картина мира усложнилась, соответственно переживала кризис и наука, и в частности, материалистическая философия. Каждое действительно новое открытие в науке потрясает ее основы, ее методологию. Но наука не гибнет, человечество не гибнет (пока во всяком случае). Усложнение знаний делает более глубокой, рафинированной научную картину мира.
93
Выход нашелся в образе квантово-механической картины мира в естествознании и диалектико-материалистического понимания материи в философии1.
Материя стала трактоваться как всякая объективная реальность, данная человеку в его ощущениях. Понятие же материи - это субъективный образ объективного мира.
Современная научная картина физической реальности пополнилась рядом новых идей:
- Слой реальности непосредственно или даже в принципе ненаблюдаемых объектов (например, кварки, глюоны, суперструны и т.д.).
- Слой реальности, порождаемый объектами первого слоя и в принципе наблюдаемый (адроны, состоящие из кварков).
- Слой реальности эффектов, возникающих при взаимодействиях объектов второго слоя с окружающей средой (элементарные частицы, атомы и молекулы вещества).
- Слой реальности непосредственно наблюдаемых эффектов, которые называются физическими явлениями2.
Становление новой, "суперструнной", процессуальной картины мира не означает дискредитации материалистической традиции в философии. Речь идет о новом парадигмальном уровне.
§ 4. Свойства материи в свете современной научной парадигмы
Атрибутами (неотъемлемыми свойствами) материи являются: структурность, системность, взаимодействие, движение, самоорганизация, пространство, длительность и отражение.
Все объекты материального мира, равно как и духовного, могут быть рассмотрены как системы. Материальная система - это система предметов, объектов, вещей. Духовная система - это система ценностей, идеалов.
Структурность - внутренняя расчлененность реального мира.
Материальный м ир делится на три сферы: неживая природа, живая природа и социум.
Неживая природа представлена уровнями:
94
а) субмикроэлементарный; б) микроэлементарный; в) ядерный; г) атомарный; д) молекулярный; е) макротел; ж) планет; з) систем планет; и) галактик; к) систем галактик; л) метагалактик; м) Вселенной, мира в целом.
Живая природа имеет свои уровни:
а) доклеточный (ДНК, РНК, белки); б) клетки; в) многоклеточные организмы; г) виды и популяции; д) биоценозы; е) биосфера.
Социум представлен такими уровнями:
а) индивид; б) семья; в) коллективы различных уровней; г) социальные группы; е) этносы, нации, племена, расы; ж) государства; з) союзы государств (европейский союз - 12 государств); и) общество, человечество в целом.
§ 5. Движение
Систематизация основных форм движения принадлежит Ф. Энгельсу.
Он выделил: механическое движение; физическое; химическое; биологическое; социальное движение.
Современная наука открыла новые уровни организации материи и соответственно обнаружила новые формы движения.
Например, процессы микромира характеризуются взаимодействиями элементарных частиц и субэлементарными взаимодействиями. Процессы мегамира - галактическими взаимодействиями и расширением Метагалактики. Это новые формы физического движения, неизвестные ранее.
Основные принципы энгельсовской классификации сохраняют свое значение, они схватывают важные особенности взаимосвязи форм движения и видов материи с учетом их развития:
- 1) каждому уровню организации материи соответствует специфическая форма движения;
- 2) между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших;
- 3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим (редукционизм).
Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно разделить на количественные и качественные изменения.
Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве.
95
Качественные же изменения всегда связаны с перестройкой внутренней структуры объектов и превращением их в новые объекты, обладающие новыми свойствами.
Качественное движение, в свою очередь, разделяется на динамическое и полуляционное. Динамическое движение связано с сохранением устойчивости объекта, его качества: качественные превращения не выходят за рамки существующего вида материи, определенного уровня ее организации. Сюда же относятся процессы, связанные с такими качественными преобразованиями, при которых происходит усложнение предметов, появление более сложных состояний объекта из более простых, где как бы развиваются потенциальные возможности, скрытые в предшествующих качественных состояниях. Такие процессы характеризуются как развитие: это направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих систем. Процессы динамического развития - объект внимания диалектики - учения о всеобщей связи и развитии материального мира. В неживой природе ярким примером динамического развития может служить эволюция звезд. В живой природе - это последовательные развития в рамках уже сформировавшегося уровня организации материи.
Вторая разновидность качественного движения - популяционное движение - связана с переходом от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию другого уровня организации материи. Формирование из элементарных частиц атомов и молекул, переход от неживой природы к биологическим уровням организации, возникновение человека, социума - примеры качественных изменений, сопровождающихся появлением новых видов материи. Проблемы источника и механизма полуляционного движения давно обсуждаются в философии в рамках вопроса об источнике движения вообще. Рассмотрим его.
Вопрос об источнике движения, изменения материи - вечный философский вопрос, рассматриваемый со времен античности. В материалистической традиции видны два подхода к этой проблеме. Одни философы делали вывод о наличии у всякого движения внешнего источника (Демокрит, И. Ньютон, Ж. Ламетри). Другие разрабатывали идею самодвижения материи, выражающую изменение материального мира под влиянием внутренне присущих ему противоречий, факторов и условий. При самодвижении внешние воздействия играют модифицирующую либо опосредующую роль. Впервые принцип
96
самодвижения нашел выражение в древнегреческой философии (Гераклит, Аристотель). В новое время идею о самодвижении развивал Лейбниц, вскрывший в телесной субстанции деятельное начало. Учение о самодвижении материи развивали французские материалисты (Гольбах, Дидро, Гельвеции). Сохраняющееся понимание материи как субстанции (активное, самообусловленное и самодостаточное основание) также предполагает принцип самодвижения материи. Однако до недавнего времени принцип самодвижения материи сохранял умозрительный характер, естественнонаучного обоснования механизма самодвижения не имелось.
Если же и предполагались какие-то объяснения, то они носили мистический характер, не удовлетворяющий принципу материалистического монизма. Так, А. Бергсон в качестве источника качественных изменений в мире видел "жизненный порыв" или "потребность творчества" такого идеального объекта, как "сверхсознание". Источник возникновения нового мыслился Бергсоном в качестве идеальной силы и помещался вне самого материального мира. Это учение получило название "творческой эволюции".
Ее аналогом является концепция "эмерджентной (англ. emergent - внезапно возникающий) эволюции", сложившаяся в работах С. Александера и К. Л. Моргана. Качественные изменения здесь "эмерджентны", непредсказуемы, не сводимы к исходным элементам и не обусловлены ими. Так, кислород и водород сами по себе не обладают теми свойствами, которыми обладает состоящая из них вода. Движущая сила качественных изменений "эмерджентной эволюции" - в "низусе" (лат. nisis - порыв, устремление), в стремлении к высшему началу, отожествляемому с божеством как целью развития.
В 50-60-е годы нашего столетия развитие кибернетики, оформление синергетики как особой науки о самоорганизующихся системах позволило создать новый мировоззренческий образ, конкретизирующий проблему самодвижения материи с точки зрения развивающегося естествознания и удовлетворяющий материалистическому монизму: его принципу самоорганизации и самодезорганизации материи.
§ 6. Самооорганизация
Самоорганизация - процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы без участия внешних сил или причин.
97
Процессы самоорганизации происходят за счет перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Эти процессы носят естественный, спонтанный характер. Протекая при взаимодействии с окружающей средой, они в то же время автономны, относительно независимы от среды. На вопрос "каким образом происходит возникновение в мире новых систем?" (популяционный тип движения) синергетика дает такой ответ: флуктуация (от лат. fluctuatio - колебание, случайное отклонение) - всеобщая форма изменений. Случайно возникшее в результате флуктуации структурное состояние системы (это состояние носит название "диссипативной структуры") закрепляется, становится устойчивым. Эта устойчивость возможна только в одном случае - если она поддерживается притоком энергии из внешней среды: дисси-пативная структура уменьшает в себе уровень энергии за счет увеличения энтропии во внешней среде, поглощая энергию внешней среды. Далее такая система развивается по динамическому типу; в ней идут процессы, благодаря которым система сохраняет, поддерживает определенный уровень организации при изменении внутренних и внешних условий ее функционирования, идут процессы приращения организации в пределах того же вида материи.
Бельгийский ученый русского происхождения И. Пригожин, один из основателей синергетики, считает, что именно так на Земле развивается жизнь, большое многообразие ее форм, появляются новые системы. Многие социальные процессы также укладываются в построения синергетики. Раскрытие закономерностей самоорганизации на разных уровнях развития материи - задача современного естествознания.
§ 7. Пространство и время
Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени ведется с древности. Принципиально важным во всех спорах стал вопрос: в каком отношении находятся пространство и время к материи? По этому вопросу в истории философии спорят две точки зрения. Первую принято называть субстанциальной концепцией: пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее (Демокрит, Эпикур, Ньютон). Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя самостоятельными субстанциями. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера
98
протекающих материальных процессов. Пространство здесь - чистая протяженность, пустое вместилище вещей и событий, а время - чистая длительность, оно одинаково по всей Вселенной, и это течение ни от чего не зависит.
Вторую концепцию называют реляционной (от слова relatio - отношение). Ее сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами.
В наше время реляционная концепция имеет естественнонаучное обоснование в виде созданной в начале XX века теории относительности. Теория относительности А. Эйнштейна вскрыла непосредственную связь пространства и времени с движущейся материей и друг с другом. Фундаментальный вывод, следующий из этой теории, гласит: пространство и время не существуют без материи, их метрические свойства создаются распределением и взаимодействием материальных масс, т.е. гравитацией. Сам А. Эйнштейн, отвечая на вопрос о сути своей теории, сказал: "Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время".
Таким образом, согласно реляционной концепции, пространство - это форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Понятие пространства (протяженности) имеет смысл постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы - на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.
Но материальный мир не просто состоит из структурно расчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении, они представляют собой процессы, в них можно выделить определенные качественные состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между собой качественно различных изменений дает нам представление о времени. Время - форма бытия материи, выражающая ДЛИТЕЛЬНОСТЬ существования материальных систем, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ смены состояний и изменений этих систем в процессе развития.
Понятия пространства и времени соотносительны не только с материей, но и друг с другом: в понятии пространства отражаются
99
структурная координация различных объектов в один и тот же момент времени, а в понятии времени - координация длительности сменяющих друг друга объектов и их состояний в одном и том же месте пространства.
Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и появление новых форм ее движения должно сопровождаться становлением качественно специфичных форм пространства и времени.
§ 8. Отражение
Отражение есть способность материальных систем воспроизводить в своих свойствах особенности взаимодействующих с ними систем.
Каждая из взаимодействующих систем, воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения, оставляет тем самым определенный "след" в той системе, на которую воздействует и как бы запечатывает себя в результате этого воздействия.
Рассматривая материальное взаимодействие как необходимое условие и основание всех процессов отражения, следует иметь в виду качественное своеобразие этих процессов, их генетическую иерархию в развитии неживой, живой и социальной материи. Развитие форм отражения материи рассматривается как генетическая предпосылка возникновения сознания (подробнее рассматривается далее).
100
1
Соловьев В.С. Лекции по истории философии // Вопросы философии 1989. № 6. С. 77.
1
Фролов И.Т. Введение в философию. В 2-х кн. Кн I. М., 1989. С. 14-18.
1
Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч. Т. 18.
2
Панченко А.И. Природа физической реальности // Философские науки. М., 1990. № 9. С. 47.