Предисловие
Изменение государственного и общественного строя в нашей стране привели к необходимости переосмысления многих теоретических положений, необходимости нового взгляда на общественные процессы, происходящие в мире и в России.
В Конституции РФ 1993 года записано, что в нашем Отечестве отныне нет государственной идеологии. Это открывает для ученых свое собственное видение мира, оценок тех или иных событий, фактов, процессов. Не случайно в вузах разрешены авторские курсы. Необходимо отметить, что конференция преподавателей философии, проходившая в Российской Академии наук (1994), отметила, что мы не должны уходить от того немалого опыта, который накоплен отечественной наукой, преподавателями философии. Данная работа и написана с учетом выше сказанного.
Предназначение философии не меняется со времен древних мыслителей и до наших дней - это попытка дать ответ на интересующие людей теоретические и практические вопросы. Логико-понятийный аппарат, законы, методы, методология формировались тысячелетиями и уйти от них, отбросить их - значит позволить в очередной раз уподобиться тем, кто разрушал мир "до основания".
Ряд тем написаны в дискуссионном ключе, имеются разделы, которые не освещались в прежних учебных пособиях. Объем учебного пособия выходит за рамки стандарта Минобразования России, что позволит студентам и слушателям более объемно представлять отдельные разделы дисциплины.
Раздел "Историко-философский экскурс" написан кратко, так как, с нашей точки зрения, достаточно объемно представлен в книге А. А. Радугина "Философия. Курс лекций. - М., 1995, выпущенной издательством "ВЛАДОС", где из 13 глав примерно 10 посвящены истории философии. Мы исходили из того, что в Госстандарте Минобразования и зачетках студентов написано не "История философии", а "Философия".
Профессор В.Л. Калашников
5