Для разбивки опор моста прежде всего выносят в натуру положение их центров. При разбивке на суходолье или в зимнее время положение центров опор, например М01 и М03 (рис. 25.16), определяют непосредственным откладыванием проектных расстояний
389
Рис. 25.16. Схема разбивки центров мостовых опор прямой угловой засечкой
вдоль продольной оси моста от точек А и В, закрепляющих эту ось.
Проектные расстояния откладывают с помощью шкаловых лент или рулеток. Натяжение при этом задают динамометром и учитывают поправки за температуру и компарирование мерного прибора. При использовании светодальномера вначале разбивку выполняют приближенно. Затем светодальномером измеряют расстояния до полученных точек, сравнивают их с проектными значениями и смещают предварительно найденные точки по оси моста в проектное положение. Створ оси моста задают теодолитом или лучом лазера.
Вынесенные в натуру центры мостовых опор на суходоле закрепляют створными плоскостями, перпендикулярными продольной оси моста. Знаки, закрепляющие створные плоскости, устанавливают вне зоны предстоящих строительных работ.
На мостовых переходах через большие судоходные реки разбивку центров мостовых опор, как правило, производят способом прямой или обратной угловых засечек с пунктов разбивочной сети. Например, для прямой угловой засечки центр опоры определяют не менее чем с трех пунктов, причем одно из направлений должно совпадать с осью моста. Перед разбивкой опор составляют разбивочный чертеж. На этом чертеже показана схема разбивки положения центра М02 мостовой опоры прямой угловой засечкой с пунктов C и D. Разбивочные углы β1 и β2 вычислены как разности дирекционных углов соответствующих направлений. Дирекционные углы, в свою очередь, определены по фактическим координатам пунктов сети и проектным координатам центра опоры путем решения обратных геодезических задач.
Для разбивки на пунктах C и D устанавливают точные оптические теодолиты. На определяемой точке закрепляют визирную марку с оптическим центриром. По указанию наблюдателей ее перемещают, добиваясь совмещения оси марки с коллимационной плоскостью теодолита, задающего разбивочный угол. Положение мишени
390
визирной марки, находящейся на пересечении визирных лучей двух теодолитов, проектируют с помощью оптического отвеса на землю и закрепляют. Аналогично определяют точку при втором положении круга теодолита. Из двух точек находят среднюю. Для контроля и повышения точности по теодолиту, установленному на пункте А и ориентированному по створу АВ, проверяют положение найденного центра опоры относительно продольной оси моста. Если центр опоры смещен от оси не более чем на 20 мм, то его смещают по перпендикуляру на ось перехода.
При применении обратной угловой засечки теодолит устанавливают над приближенно найденным центром опоры и измеряют углы не менее чем на три пункта разбивочной сети. По измеренным углам и координатам пунктов сети вычисляют фактические координаты точки стояния теодолита и сравнивают их с проектными координатами центра мостовой опоры. При несовпадении координат находят элементы редукции и редуцируют центр опоры в проектное положение.
Контролем разбивочных работ является измерение расстояний между вынесенными центрами нескольких опор.
В процессе строительства центры опор восстанавливают несколько раз: для возведения фундаментов, установки опалубки при бетонировании опор, перед установкой конструкций пролетных строений. Поэтому для опор, расположенных в воде, направление засечек с пунктов разбивочной сети закрепляют на противоположном берегу специальными визирными знаками.
Детальную разбивку мостовой опоры производят от закрепленного в натуре центра. При этом из центра опоры теодолитом выносят ось мостового перехода и перпендикулярную ей ось опоры. От этих осей разбивают положение отдельных элементов опоры. Для обеспечения строительства опоры в высотном отношении на нее от ближайших рабочих реперов передают отметку, фиксируя ее в удобном для пользования месте. По окончании строительства опоры производят исполнительную съемку.
При монтаже пролетного строения в зависимости от его конструкции и схемы монтажа (непосредственно в пролете, сборка на берегу и т. п.) геодезические работы обеспечивают детальную разбивку мест установки пролета, периодическую выверку сборки пролета, его плановую и высотную установку, нивелирование профиля пролета (определение строительного подъема). По окончании монтажа производят исполнительную съемку, в результате которой составляют план и профиль пролетного строения, продольный профиль пути.
391