9.2.КЛАССИФИКАЦИЯИЯ СРЕД

Способность организмов преимущественно расти на каком-либо одном субстрате составило основу применения дедуктивного метода в микробиологии. При этом следует различать принципиально разные задачи, которые условно можно приписать разным школам.

Р. Кох (R. Koch) и медицинские микробиологи были заинтересованы в универсальных средах, примером которых явился мясопептонный агар или бульон. Такие среды широко распространены в санитарной практике. Для исследования микроорганизмов в природе их особенно часто применяют почвенные микробиологи для определения численности разных групп организмов по форме колоний. Списки таких крахмалоаммиачных, картофельных и т.п. сред можно найти в руководствах по микробиологии. Отчасти эти среды селективны для широких групп организмов.

Элективные среды были введены С.Н. Виноградским и явились основой целой идеологии. Они составлены в расчете на предельно жесткие условия, при которых может развиваться только избранный организм и никакой другой. Среды оказались идеальны для выделения хемосинтетиков. Примером элективных сред могут служить безазотистые среды для выделения азотфиксаторов.

87

Накопительные среды предложил М. Бейеринк (М. Beijerinck). В них интересующее вещество дается в избытке, и в результате какой-то использующий их организм или группа организмов доминирует. С этим подходом совпадает подход так называемых спонтанных культур С.Н. Виноградского, примененный им, например, для целлюлозоразлагающих сообществ. Он утверждал, и был прав, что на основе изучения таких спонтанных культур можно получить гораздо больше функционально значимой информации, чем при последующей работе с чистыми культурами. Фактически, спонтанные культуры отражают состав микробного сообщества с некоторыми доминирующими формами.

Оптимальные среды предложил А.А. Имшенецкий для тех же целлюлозоразлагающих микроорганизмов. Подход заключается в создании наиболее благоприятных условий для роста интересующей группы за счет внесения различных стимулирующих рост добавок и выделения, например разведением, организмов, которые быстрее всего растут в данных условиях, т.е. специфических копиотрофов.

Селективный принцип может быть усилен применением проточных культур, когда все, не соответствующее данному сообществу по скорости роста, выносится из реактора.

ВОПРОСЫ К ЧАСТИ 1

  1. В чем отличие энергетики фототрофных и хемотрофных организмов?
  2. Может ли хемотрофный организм развиваться в поле термодинамической устойчивости субстрата реакции?
  3. Какие фототрофные организмы развиваются в поле термодинамической устойчивости субстрата реакции?
  4. Возможно ли использование клеткой энергии, не связанной с переносом электрона (протона)?
  5. Какова зависимость энергетики клетки от концентрации веществ в среде'?
  6. Какие факторы ограничивают возможность использования организмом реакции в качестве энергодающей?
  7. Как поддерживаются в клетке условия, обеспечивающие ее жизнедеятельность?

88

  1. Почему для бактерий способ транспорта веществ в клетку оказывается критическим?
  2. Как связано сродство клетки к субстрату с транспортом?
  3. Возможно ли нарушение целостности мембраны у прокариотно-го организма?
  4. Какие реакции связывают цитозоль цитоплазмы с мембранным аппаратом? с рибосомами?
  5. Что нужно для того, чтобы часть реакций анаболизма и катаболизма была общей?
  6. Возможно ли возникновения аэробного обмена до появления фотосистемы II?
  7. Возможно ли появление дыхательной цепи переноса электрона до появления фотосинтеза?
  8. Почему метаболические пути определяют специфику обмена физиологических групп микроорганизмов?
  9. Могут ли отдельные ферменты характеризовать пути обмена организма?
  10. Может ли генная проба на фермент характеризовать процесс в природной обстановке?
  11. Как зависит синтез фермента от внешних условий?
  12. Возможно ли приспособление клетки к использованию нового субстрата, если у клетки нет внутренних резервов?
  13. Каково значение запасных веществ для фототрофов? для хемотрофов?
  14. Возможно ли представить возникновение генома новых бактерий в виде последовательных мутаций?
  15. Какое значение имеют комбинаторные процессы в генетике микроорганизмов?
  16. Каково значение отторжения чужеродной генетической информации для существования видов?
  17. Что такое гетерофобия в приложении к микробным системам?
  18. Как разрешить противоречие между сохранением свойств вида и их изменением на уровне бактерий?
  19. Каковы пределы дифференциации у прокариот?
  20. Что такое переживающие стадии и почему они переживают?
  21. В каких случаях, описывая бактериальную культуру, можно ограничиться анализом клетки, а в каких - популяции?
  22. Что должно присутствовать в среде, чтобы культура росла?
  23. Что является первостепенным для понимания деятельности микроорганизмов в их среде обитания, а что второстепенным?

89

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.