В [141] обсуждаются примеры аварий монолитных конструкций, вызванных грубыми отступлениями от проектов в части толщины стенок, количества арматуры и ее расположения, класса бетона и т.п. Так, в
111
1954 году обрушился монолитный железобетонный силос высотой 26,7 м внутренним диаметром 9,5 м при толщине стенок 18 см. Силос был полностью загружен цементом в количестве 2600 т. Обследование после аварии показало, что на отдельных участках количество арматуры было занижено на 40 %. Коэффициент запаса прочности был меньше единицы вместо двух, установленного нормами. Расстояние между стержнями достигало 50 см вместо 10 ... 12 см по проекту. Бесконтрольная подача воздуха в силос приводила к повышению давления внутри силоса и увеличению напряжений в арматуре.
Анализ аварий других силосных корпусов показал, что основными причинами обрушения являются:
- грубые нарушения правил производства работ по возведению железобетонных сооружений в скользящих формах (повышенная крупность щебня, некачественное уплотнение бетона, нерегулярная очистка форм, неудовлетворительный уход за бетоном, дефекты стальных форм и др.);
- отступления от проектов в процессе строительства;
- несоблюдение требований нормативных документов при проектировании;
- недостаточная квалификация и отсутствие опыта в строительстве;
- слабый технический контроль со стороны заказчика;
- грубые ошибки при эксплуатации;
- недостаточная изученность работы силосов под нагрузкой;
- неучет при проектировании особенностей инженерно-геологических и гидрогеологических условий.
В ряде случаев элеваторы получают значительные осадки и крены. Циклические погружения основания иногда вызывают нестабилизированные деформации основания. За элеваторами ведут постоянные наблюдения. Перемещения фундаментов замеряют с использованием настенных марок и глубинных реперов.
112