Колодцы. Колодцы следует сооружать из сборного железобетона. При обосновании допускается устройство колодцев из местных материалов. Если уровень грунтовых вод выше дна колодца, то должна выполняться гидроизоляция дна и стен на 0,5 м выше этого уровня.
Высота рабочей части колодцев должна быть не менее 1,5 м. Высоту засыпки перекрытия колодца до поверхности земли определяют с учетом вертикальной планировки местности и принимают не менее 0,5 м; в южных районах допускается уменьшать высоту засыпки до 0,3 м.
Для управления задвижками диаметром 600 мм и более с поверхности земли в перекрытиях колодцев надлежит предусматривать дополнительные люки с крышками; к колодцам должен быть обеспечен подъезд автомашин.
В колодцах на водоводах с клапанами для впуска воздуха устанавливают вентиляционную трубу с фильтром. На водоводах, транспортирующих воду хозяйственно-питьевого назначения, фильтры должны быть такие же, как и у резервуаров.
Для спуска в колодец на горловине и стенках колодца следует устанавливать рифленые стальные или чугунные скобы; допускается устройство металлических лестниц.
Вокруг люков колодцев, размещаемых на застроенных территориях без дорожных покрытий или в зеленой зоне, необходимо устраивать отмостки шириной 1 м с уклоном от люков. Отмостки должны быть выше прилегающей территории на 0,05 м; на проезжей части улиц с усовершенствованными покрытиями крышки люков должны находиться на одном уровне с поверхностью проезжей части. Люки колодцев водоводов, прокладываемых по незастроенной территории, должны быть выше поверхности земли на 0,2 м. В колодцах при соответствующем обосновании устанавливают вторые утепленные крышки.
Некоторые наиболее часто применяемые типы железобетонных водопроводных колодцев представлены на рис. 14.30.
Переходы под железными и автомобильными дорогами (рис. 14.31). Переход водопроводных линий под железнодорожными и автомобильными дорогами, а также
75
Рис. 14.30. Сборный круглый (
а, б) и прямоугольный (
в) железобетонные колодцы, устраиваемые в грунтах:
а - водонасыщенных;
б - сухих;
в - просадочных: 1 - бетонная подготовка; 2 - плита днища с асфальтированным покрытием; 3 - железобетонные кольца; 4 - плита покрытия; 5 - чугунный люк с крышкой; 6 - скобы; 7 - гидроизоляционное покрытие; 8 - плита днища на утрамбованном грунте; 9 - водоупорный замок; 10 - слой щебня; 11 - гидроизоляция.
под городскими магистралями следует выполнять в футлярах (кожухах, туннелях). При наличии на трассе дорог или вблизи нее туннелей, эстакад и путепроводов общего назначения следует рассматривать возможность их использования для прокладки водопроводов.
Переходы должны обеспечивать полную безопасность движения транспорта во время производства работ по прокладке трубопроводов, предохранение земляного полотна и покрытия дорог от размыва при аварии трубопровода и предохранение трубопровода от разрушения при воздействии статических и динамических нагрузок.
Переходы обычно устраивают на прямолинейных участках трубопроводов с пересечением полотна железной или автомобильной дороги под углом, близким к прямому. Переходы следует располагать в местах с минимальным числом путей, как правило, вне мест стрелочных переводов, съездов и перекрестных сечений и не ближе 10 м от опор контактной сети и фундаментов искусственных сооружений.
Кожухи переходов сооружаются из стальных труб при производстве работ открытым способом, способами прокола и продавливания и из керамических или бетонных блоков при производстве работ способом щитовой проходки. Под станционными железнодорожными путями общего назначения и под путями на промышленных предприятиях допускается укладка напорных стальных труб без кожухов.
Рис. 14.31. Переход под железной дорогой:
1 - кожух стальной, 2 - рабочая труба стальная, 3 - выпуск в мокрый колодец.
Н - расстояние от подошвы рельса до кожуха,
h - глубина заложения труб по условиям промерзания, РУ - ремонтный участок.
76
Рис. 14.32. Схема дюкера из двух линий стальных труб: 1 - водопровод; 2 - спускная труба; 3 - камеры переключений.
Для отключения и опорожнения переходов по обеим их сторонам при соответствующем обосновании устанавливаются колодцы с задвижками и устраивается выпуск воды в пониженные места или мокрый колодец. Расстояние от подошвы рельса до кожуха должно быть не менее 2 м, а от покрытия проезжей части автодороги до кожуха -не менее 1,5 м.
При устройстве переходов способом прокола это расстояние следует устанавливать Зм для глинистых грунтов и 2,5 м для песчаных; при устройстве переходов способом горизонтального бурения не менее 3 м. Необходимо защищать от коррозии как рабочую трубу, так и кожухи переходов. При пересечении электрифицированных железных дорог должна предусматриваться защита от блуждающих токов. Для выполнения монтажных работ на рабочую трубу перехода привариваются простые ползунковые или диэлектрические опоры и монтажные петли.
Проекты переходов для каждого частного случая подлежат согласованию с местными организациями Министерства путей сообщения и министерств автомобильных дорог и автомобильного транспорта.
Дюкеры. Линий дюкеров при переходе через реки должно быть не менее двух (рис. 14.32). Дюкеры укладывают из стальных труб с усиленной антикоррозийной изоляцией, защищенной от механических повреждений.
Глубина укладки подводной части трубопровода, считая до верха трубы, должна быть не менее чем на 0,5м ниже дна реки, а в пределах фарватера на судоходных реках - не менее 1м. При этом следует учитывать возможность размыва и передеформирования дна реки. Расстояние между линиями дюкера в свету должно быть не менее 1,5 м. Угол наклона восходящих частей дюкера следует принимать не более 20 градусов к горизонту. По обе стороны дюкера необходимо устраивать колодцы и переключения с установкой задвижек.
Расположения дюкеров должны быть обозначены предостерегающими знаками -створными столбами. Створные столбы устанавливают на 100 м выше и ниже по течению от места расположения дюкера на обоих берегах реки (хорошо видимых с судов). На вершинах створных столбов укрепляют диски диаметром 1,2 м, окрашенные в красный цвет с горизонтальной белой полосой посередине шириной 20 см. В темное время суток знаки освещают желтыми створными огнями (по одному на каждом столбе), видимыми на расстоянии не менее 4 км.
Надземные и наземные переходы. Надземные переходы обычно выполняют в
77
Рис. 14.33. Водовод, подвешенный под мостом: 1 - водовод с изоляцией в футляре; 2 - подвески.
виде подвесок к мостам общего назначения (рис. 14.33), прокладок по таким же мостам; укладок по специально сооружаемым мостам, опорам и эстакадам, устройств самонесущих арок и "провисающих нитей".
Переходы сооружают из стальных труб с усиленной противокоррозионной изоляцией. Для защиты от охлаждения в необходимых случаях устраивают тепловую изоляцию. Выполняется изоляция из шлаковаты, диатомовых изделий и пр., защищается футляром из кровельной стали, асбестоцементной трубы и т.п.
Расчетами устанавливаются площадь сечения трубы перехода, мощность изоляции, расстояния между компенсаторами и мертвыми точками и пр.
При пересечении рек с неустойчивым дном, а иногда и при пересечении дорог устраивают переход в виде самонесущих арок и "провисающих нитей"; промежуточные опоры при этом отсутствуют.
Трубопроводы, пересекающие болота, обычно укладывают по дамбам с основанием из минерального грунта, а иногда по сваям с ростверками и лагам.
Туннели и каналы. При обосновании допускается прокладка в общих туннелях трубопроводов разного назначения - водопроводных, теплофикационных, продуктопроводящих и пр., а также кабелей связи и силовых кабелей низкого напряжения.
На рис. 14.34 представлена примерная схема оборудования проходного туннеля.
Рис. 14.34. Схема оборудования туннеля: 1 - опора; 2 - кронштейн; 3 - подвески; 4 - монорельс; 5 - стеллажи; 6 - рельсы для тележки.
Туннели выполняют проходными, полупроходными и непроходными (каналы). Сечение туннелей преимущественно бывает прямоугольное, иногда круглое. Трубопроводы прокладывают, как правило, стальные.
Заглубление верха перекрытий туннелей принимается не менее 0,7 м и не более 2 м от поверхности земли. При прокладке стальных труб в туннеле длиной более 25-30 м трубы располагаются на роликовых или скользящих опорах с постановкой компенсаторов и "мертвых точек". В табл. 14.37 приведены желательные расстояния между трубами и ограждающими поверхностями в прямоугольных туннелях.
Для спуска и подъема труб и оборудования, а также для прохода персонала в туннелях предусматриваются люки и подъемно-транспортные устройства. Внутри туннелей трубы и оборудование передвигаются с помощью монорельса или тележек. В туннелях должны быть устроены вентиляция, отвод просачивающейся воды, рабочее и аварийное освещение и сигнализация.
При прокладке туннелей закрытым способом они обычно выполняются щитовым методом и имеют круглое сечение.
Там, где местные условия допускают при эксплуатации подъем перекрытия, а оборудование и трубы можно расположить в одном ярусе, туннели выполняют непроходными малой высоты (каналы). По типовым проектам железобетонные сборные каналы имеют ширину от 600 до 2100 мм при высоте от 300 до 1200 мм.
78
Упоры. В местах поворотов трубопроводов водопроводной сети в горизонтальной и вертикальной плоскости, местах ответвлений и на концевых участках (тупиках) вследствие внутреннего давления возникают силы, действующие вдоль оси трубы и вызывающие в материале стенок труб продольное растяжение. Продольные растягивающие силы могут вызвать повреждение раструбных соединений. Во избежание этого во всех указанных выше местах должны устанавливаться упоры (рис. 14.35).
Таблица 14.37
| Условный диаметр, мм |
Расстояния, мм |
| до днища туннеля |
до стенки туннеля |
до перекрытия туннеля |
между трубами |
| без прохода |
с проходом |
| 300-400 |
500 |
500 |
600 |
500 |
800 |
| 500-600 |
500 |
500 |
600 |
500 |
800 |
| 700-800 |
600 |
600 |
600 |
600 |
1000-1200 |
| 1000-1200 |
700 |
700 |
700 |
700 |
1300-1600 |
Рис. 14.35. Упоры для чугунных подземных раструбных трубопроводов:
а - при повороте в горизонтальной плоскости;
б, в - при повороте в вертикальной плоскости: 1 - ненарушенный грунт, 2 - опорная поверхность, 3 - тело упора, 4 - подушка, 5 - бетон, 6 - толевая прокладка в два слоя, 7 - хомуты, 8 - анкерные болты.
При расчете гидростатического давления, действующего на упор, следует исходить из наибольшего возможного его значения, что обычно соответствует испытательному давлению трубопровода Р, Па. Приложенная в угле поворота а равнодействующая сила S, Н определяется выражением:
S= l,57d2 P · 10-4 sinα/2,(14.99)
где d - диаметр трубопровода, см.
Упоры, расположенные в грунте, рассчитывают исходя из следующих условий:
79
- 1) давление на грунт не должно превышать расчетных сопротивлений;
- 2) не должно быть выпирания грунта;
- 3) напряжения в кладке не должны превышать нормативных;
- 4) деформация грунта не должна нарушать стыковых соединений;
- 5) при направлении перемещающей трубопровод силы S вверх вес упора-якоря должен ее превышать.
При рабочем давлении до 1 МПа и угле поворота до 10 градусов упоры на чугунных (или иных звеньевых) трубах допускается не устанавливать, ограничиваясь опиранием участка поворота в ненарушенный грунт. Упоры на стальных трубопроводах устанавливают лишь при расположении угла поворота в колодце и при поворотах в вертикальной плоскости на 30 градусов и более. Материал упоров - бетон, железобетон, бут, кирпич.
80