Послесловие

Первое издание настоящего учебника получило положительную оценку и признание студентов высшей школы, специалистов производства, научной общественности.

Второе издание учебника, как и первое, представляет собой системное изложение современной микроэкономической теории и передовой практики внутрифирменного планирования. Оно дополнено новыми научными и методическими материалами, соответствующими как новой теории рыночного планирования, так и новому российскому законодательству. Второе издание, кроме того, дополнено новыми приложениями, в частности словарем основных понятий и категорий планирования экономической деятельности предприятий и фирм.

В дополнениях учтены конструктивные предложения и критические замечания преподавателей высшей школы, практических работников промышленных предприятий, студентов и аспирантов экономических специальностей. Творческое общение автора с научными работниками и специалистами производства убеждает в необходимости развития новых знаний по проблемам планирования, более широкого использования передового опыта, в особенности отечественного.

Практика перехода к рынку весьма убедительно подтвердила бесплодность дискуссий первых российских теоретиков-реформаторов о несовместимости плана и рынка. Наши неудачи в проведении рыночных реформ во многом объясняются отсутствием на первых порах целостной государственной политики в их осуществлении вообще и, главным образом, недооценкой своих собственных достижений в планово-экономической сфере. Отечественный и зарубежный опыт последних лет доказывает не только возможность, но и необходимость взаимодействия плана и рынка.

В условиях рынка, как теперь выясняется, каждому предприятию нужны не только краткосрочные, но и долгосрочные, а также стратегические и тактические планы своего социально-экономического развития. Более того, оказались весьма необходимы нам и зарубежные так называемые бизнес-планы создания новых предприятий, освоения новой продукции, открытия любого нового дела. Такие планы очень нужны на рынке каждому предприятию, всякому предпринимателю. Поэтому о действующих нынче планах и методах планирования должны многое знать и все наши студенты - будущие

393

специалисты производства. Они также должны уметь их разрабатывать и оптимизировать, чему во многом учит настоящий учебник.

Автор благодарен своим коллегам из экономических вузов России и стран СНГ, чья помощь и поддержка способствовали улучшению содержания настоящего учебника: докторам наук, профессорам В.А. Балабану, Б.М. Генкину, Б.А. Колотилину, А.С. Писареву, Ф.Ф. Стерликову, О.Г. Туровцу; кандидатам наук, доцентам М.А. Браж-никову, Н.М. Кузьминой, Л.Д. Михеевой, А.А. Торину; сотрудникам кафедры О.А. Бабординой, И.Ю. Чабанову; практическим работникам предприятий Р.П. Бухалковой, Р.П. Салмину и многим другим.

Большую благодарность автор выражает редактору Т.Н. Харизано-вой и работникам издательства за выход в свет как первого, так и второго издания учебника.

Особую признательность автор хотел бы выразить своим студентам, аспирантам и сотрудникам за все продуктивные замечания и предложения, творческую помощь и поддержку при подготовке и выпуске настоящего учебника.

М.И. Бухалков,
заслуженный деятель науки РФ,
доктор экономических наук,
профессор

394

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru