|
П 3. Словарь основных понятий
- Альтернативная стоимость выбора - лучший из всех прочих худших способов использования ресурсов, которым приходится жертвовать в данных условиях производства.
- Альтернативные затраты - стоимостная оценка наилучшего из возможных способов использования экономических ресурсов (упущенные возможности).
- Амортизационные отчисления - сумма денежных средств, планируемая на полное восстановление производственных фондов, исчисленная по их балансовой стоимости и действующим нормам амортизации.
- Анализ выполнения планов - сравнение фактических показателей с плановыми по заранее установленным контрольным точкам.
- Баланс предприятия - сводные показатели производственно-финансовой деятельности, раскрывающие источники формирования и использования денежных средств в текущем плановом периоде, равновесие всех доходов и расходов.
- Бизнес-план - новый вид внутрихозяйственного планирования на осуществление инновационных объектов или процессов, связанных с проектированием или созданием фирм и их подразделений, разработкой и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг.
385
- Бухгалтерские издержки - фактические затраты денежных средств в процессе производства и реализации товаров, работы, услуг.
- Бюджет фирмы - сводный план (смета) доходов (расходов) всех хозяйственных подразделений и функциональных служб в планируемом году.
- Бюджетное ограничение - покупательная способность, определяемая величиной доходов потребителей продукции.
- Валовой оборот - суммарный объем производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, планируемых всем подразделениям предприятия в стоимостном измерении.
- Вертикальная интеграция - распространение планово-управленческой деятельности фирмы вверх или вниз на различные звенья производственного процесса.
- Виды налогов - федеральные, региональные и местные налоги и сборы, предусмотренные действующим Налоговым кодексом Российской Федерации.
- Внешние эффекты - издержки или выгоды от рыночных операций, не отражаемые в ценах.
- Внутренняя норма доходности - предельная величина окупаемости инвестиций в процессе производства и реализации продукции и услуг.
- Внутрифирменное планирование - комплексное обоснование экономических целей развития организации, эффективных форм и методов хозяйствования на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков производства товаров, выполнения работ и оказания услуг при рациональном использовании ограниченных ресурсов.
- Внутрифирменный оборот - часть суммарного объема производства предприятия, обращающаяся между его цехами и подразделениями.
- Выручка - сумма денег, полученная от продажи товара на соответствующем рынке.
- Горизонтальная интеграция - расширение планово-управленческой деятельности фирмы на уровне хозяйственных подразделений.
- Диверсификация - проникновение фирм в разнородные, технологически не связанные между собой отрасли.
- Дивиденды - любой доход, полученный акционерами организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения.
- Дисконтирование - процесс, с помощью которого вычисляется сегодняшняя стоимость (сумма), выплачиваемая через определенный период времени при существующей норме (ставке) процента.
- Длительный период - интервал времени, в течение которого все факторы производства рассматриваются как переменные.
- Доход - любой доход, полученный акционерами организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (проценты).
386
- Закон убывающей предельной полезности - положение, утверждающее, что с ростом объема любого используемого ресурса при неизменности расхода других ресурсов его предельный продукт падает.
- Инвестиционный налоговый кредит - изменение срока уплаты налогов, при котором в определенных условиях организации предоставляется возможность уменьшения своих платежей по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
- Интенсивность труда - величина трудовых затрат, расходуемых на производство продукции, работ и услуг, в единицу времени.
- Кшендарное планирование - распределение годовых плановых заданий по производственным подразделениям и срокам исполнения, доведение установленных показателей до конкретных исполнителей работ.
- Капитал - ресурсы длительного пользования, созданные с целью производства дополнительных товаров и услуг.
- Качество жизни - совокупность условий человеческого существования, обеспечивающих получение необходимых жизненных благ, материального богатства и духовных ценностей.
- Конкурентоспособность товаров - совокупность их потребительских свойств, отличных от товаров-конкурентов по степени соответствия конкретным личным запросам и общественным потребностям.
- Коэффициент обновляемости продукции - соотношение между объемами производства новой и старой продукции в годовом плане предприятия.
- Критерий экономической эффективности - совокупность требований, целей, задач и показателей, обеспечивающих получение наивысших конечных результатов.
- Максиминная стратегия - план действий фирмы, при котором стремятся к минимальным потерям в прибыли (доходах).
- Мгновенный период - интервал времени, в течение которого все факторы производства являются постоянными.
- Методика планирования - состав применяемых методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей.
- Методология планирования - совокупность теоретических положений, общих экономических закономерностей, современных рыночных требований и признанных передовой практикой методов разработки планов.
- Налог - обязательный безвозмездный платеж, взимаемый государством с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств.
- Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
- Налоговая декларация - письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налогов.
387
- Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
- Налоговые льготы - преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах по сравнению с другими налогоплательщиками.
- Налоговые санкции - денежные взыскания (штрафы), устанавливаемые в размерах, предусмотренных действующим Налоговым Кодексом.
- Налоговый Кодекс - законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
- Налоговый период - календарный год или иное время, по окончанию которого определяется сумма налога, подлежащая уплате.
- Налогоплательщики - организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
- Напряженность планов - соотношение планируемых и нормативных (эталонных) показателей производственно-хозяйственной деятельности.
- Номенклатура продукции - перечень или состав выпускаемых товаров по видам, типам, сортам, размерам и иным признакам.
- Норма - научно обоснованная величина расхода экономических ресурсов в конкретных производственных условиях.
- Норматив - единая средневзвешенная величина расхода экономических ресурсов, сложившаяся в действующих рыночных условиях, обеспечивающая высокую эффективность их использования.
- Объекты налогообложения - имущеcтво, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, с которых взимаются налоги и сборы.
- Объем производства - количество и номенклатура выпускаемой на предприятии продукции в планируемом периоде времени в натуральном, трудовом или стоимостном измерении.
- Ограниченность ресурсов - несоответствие между желанием иметь определенное количество товаров или услуг и наличием средств для его удовлетворения.
- Оперативно-производственное планирование - разработка, последующее развитие, выполнение и контроль технико-экономических планов предприятия.
- Оптимизация планов - выбор наилучшего варианта показателей из множества тех, которые предусматриваются в реальных производственных условиях.
- Организации - юридические лица, образованные в соответствии с Гражданским Кодексом или другим законодательством Российской Федерации.
- Отрасль производства - группа предприятий, выпускающих и продающих на рынке определенный (однородный) вид продукта.
- Пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм в более поздние по сравнению с установленными сроками.
388
- Переменные издержки - затраты переменных факторов производства, изменяющиеся в зависимости от объема выпуска продукции.
- Персонал предприятия - состав работников определенных категорий и профессий, занятых производственной деятельностью (рабочая сила).
- План - предвидимая и подготовленная на необходимый период программа социально-экономического развития организации и всех ее подразделений.
- Полаказный метод калькуляции - планирование издержек на производство продукции по отдельным заказам, работам, подрядам и услугам.
- Полезность - удовлетворение, получаемое от производства и продажи товара, выполнения услуги, потребления блага.
- Попроцессная калькуляция - планирование экономических затрат по отдельным подразделениям, стадиям производства или производственным процессам.
- Постоянные издержки - затраты постоянных факторов производства, не изменяющиеся с ростом объема выпуска продукции.
- Потенциал предприятия - совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы.
- Потребительская корзина - набор товаров, соответствующий планируемому стандартному уровню потребления.
- Предельная полезность - увеличение общей полезности, вызванное потреблением дополнительной единицы продукта.
- Предложение - количество продукции, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене в течение определенного периода времени.
- Предмет планирования - проекты комплексных планов социально-экономического развития предприятий на определенное будущее.
- Предпринимательская фирма - организация, учрежденная и функционирующая с целью извлечения прибыли для ее собственников посредством предложения на рынке товаров и услуг.
- Прибыль предприятия - конечный доход предприятия от реализации продукции; работ и услуг и других видов производственной и коммерческой деятельности.
- Прогнозирование конкурентоспособной продукции - процесс разработки новых товаров, планирование и управление растущими и зрелыми продуктами на протяжении их жизненного цикла.
- Продуктивность труда - общее количество продукции, работ и услуг, произведенных в единицу рабочего времени, или количество рабочего времени, затраченного на изготовление единицы продукции.
- Производственная мощность - максимально возможный годовой объем выпуска продукции, выполнения работ и услуг в установленных номенклатуре и ассортименте при наиболее полном использовании всех имеющихся экономических ресурсов.
389
- Производственная программа - развернутый план производства и продажи, характеризующий объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска требуемых рынком товаров, выполнения работ и оказания услуг.
- Производственная функция - зависимость максимально возможного выпуска продукции от затрат экономических ресурсов, используемых в любом сочетании при данном уровне технологии и организации производства.
- Производственный цикл - интервал календарного времени от начала до окончания производственного процесса изготовления деталей, выполнения работ и услуг.
- Проценты - любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству независимо от способа его оформления.
- Равновесие - состояние баланса показателей, при котором значения экономических переменных не увеличиваются^и не уменьшаются.
- Рентабельность изделия - соотношение прибыли и издержек производства продукции.
- Рентабельность производства - отношение совокупной прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств предприятия (фирмы).
- Рациональность - способность плановиков-экономистов сопоставить все доступные комбинации благ и выбрать наиболее предпочтительные со своей точки зрения (фирмы).
- Реализация - передача на возмездной основе права собственности на товары, работы и услуги, а также обмен ими между отдельными лицами.
- Рынок - сфера обращения товаров, работ и услуг на ближайшей по отношению к покупателю территории Российской Федерации или за ее пределами.
- Рыночная цена - стоимость товара, работы и услуги, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке в сопоставимых экономических условиях.
- Самопланирование - свободное рыночное планирование всех показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия на любой период времени.
- Себестоимость продукции - выраженные в денежной форме индивидуальные издержки предприятия на производство и реализацию.
- Сетевое планирование - форма графического отражения содержания работ и продолжительности выполнения стратегических планов и долгосрочных комплексов проектных, плановых и других видов деятельности.
- Системы оперативного планирования - совокупность методов и способов расчета основных планово-организационных показателей, необходимых для регулирования хода процесса производства и распределения продукции.
390
- Смета затрат - сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период производственно-хозяйственной деятельности в текущем году.
- Справедливая цена рынка - сумма денежных средств, равная надежному выигрышу.
- Спрос - количество товаров, которое потребители готовы и в состоянии приобрести по действующим рыночным ценам в течение определенного периода времени.
- Средние издержки - величина затрат производственных ресурсов в расчете на единицу продукции, работы, услуги.
- Ставка рефинансирования - действующая учетная величина процентной ставки Центрального банка Российской Федерации за использование кредитных ресурсов.
- Стратегическое планирование - выбор и обоснование долговременных целей и задач дальнейшего развития фирмы и необходимых средств для достижения запланированных идеалов (целей).
- Счет - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства.
- Тарифные ставки - денежная форма оплаты труда различных категорий персонала в единицу времени, например: часовые, дневные, месячные и годовые.
- Техника -экономическое планирование - разработка целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимоувязке как по месту, так и по времени действия.
- Технология планирования - содержание, форма, структура и порядок разработки внутрифирменных планов.
- Точка безубыточности - объем выпуска продукции, при котором достигается равновесие совокупных доходов (выручки) и расходов (издержек).
- Трудовые ресурсы - совокупность трудоспособного или экономически активного населения, потенциально готового участвовать в производстве материальных благ и оказании услуг на рынке труда.
- Удельная себестоимость - средняя величина затрат предприятия на производство единицы продукции или услуги.
- Факторы производства - основные вложения труда, капитала, природных ресурсов и предпринимательских способностей, используемых в производстве и продаже товаров и услуг.
- Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
- Финансовое планирование - определение потребности денежных средств на осуществление запланированной деятельности, основных источников их поступления и потоков движения финансов на предприятии.
391
- Формы оплаты труда - действующие методы организации заработной платы персонала в зависимости от экономических показателей и способов измерения затрат и результатов труда.
- Функция издержек - отношение между объемом производства и его минимально возможными издержками.
- Цена - количество денег или других товаров и услуг, уплачиваемое либо получаемое за единицу товара или услуги.
- Ценовой порог - минимальная цена, устанавливаемая действующим законодательством.
- Чистая прибыль - валовой доход за вычетом затраченных средств, в том числе отложенных на восстановление израсходованных средств производства.
- Чистый дисконтированный доход - общая сумма эффекта за весь планируемый срок действия проекта, приведенная к начальному периоду времени.
- Экономическая прибыль - разность между валовым доходом и экономическими издержками определенного объема выпуска продукции.
- Экономическая эффективность - соотношение между затратами и результатами в планово-производственной деятельности: производство продукта определенной стоимости при наименьших затратах ресурсов; достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости.
- Экономический цикл - повторяющиеся на протяжении ряда лет подъемы и спады в уровне экономической активности.
- Экономия от масштаба производства - прибавка в производительности факторов производства, происходящая в результате разделения труда и сокращения расхода материалов, когда фирма увеличивает объем выпуска продукции.
- Экономия от разнообразия - сокращение затрат, достигаемое соединением в рамках одной фирмы нескольких видов производства.
- Эффект - степень достижения планового результата в процессе производственной и иной деятельности предприятия.
- Эффект дохода - составляющая изменения объема спроса на товар при изменении его цены; обусловленная повышением реального дохода.
- Эффективная занятость персонала - степень использования рабочей силы, при которой достигается соответствие или превышение результатов над затратами.
- Эффективный выпуск - объем производства, при котором уже невозможно увеличить чистый выигрыш от потребления единицы товара, предлагая его в большем или меньшем количестве.
- Явные издержки - расходы фирмы на приобретение у внешних поставщиков необходимых производственных ресурсов.
392
|
|