1.3. ТРЕБОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА К ПОДГОТОВКЕ
ЭКОНОМИСТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ

Внутрифирменным планированием на различных отечественных предприятиях занимаются руководители всех уровней управления, инженеры-экономисты и специалисты-менеджеры разных категорий,

16

а также основные и непосредственные исполнители-плановики соответствующих линейных подразделений и функциональных служб. На каждом предприятии уровень внутрихозяйственного планирования и финансовое состояние зависят не только от применяемых теоретических принципов, методологических положений, методических рекомендаций и нормативных материалов, но и главным образом от состава персонала, его экономических знаний и профессиональных умений, степени развития трудового потенциала и предпринимательских способностей и многих иных человеческих качеств.

Современным российским предприятиям, как подтверждает наш опыт перехода к рыночным отношениям, нужны экономисты-менеджеры высокой профессиональной квалификации и новой творческой ориентации. Настоящий менеджер должен обладать не только глубокими теоретическими знаниями в области рыночной экономики, но и прочными практическими навыками в сфере своей трудовой деятельности, а главное - необходимыми предпринимательскими способностями и умениями рационально организовать производство товаров и услуг, эффективно использовать ограниченные производственные ресурсы, обеспечивать максимальную прибыль предприятию и растущие доходы всем работникам. Таким образом, каждый экономист-менеджер в процессе внутрифирменного планирования потребности тех или иных производственных ресурсов должен принимать выгодные для себя и своего предприятия альтернативные решения.

Выполняемые на большинстве предприятий и фирм разнообразные виды деятельности персонала, производственные функции, или операции, как впервые предложил А. Файоль, можно подразделить на шесть основных групп [61. С. 9]:

  • технические, в состав которых входит проектирование новой техники, ее производство, сборка и обслуживание;
  • коммерческие, связанные с маркетингом, закупками, продажей и обменом товаров;
  • финансовые, состоящие в привлечении инвестиций и использовании денежных средств;
  • страховые, заключающиеся в сохранении имущества, основных фондов и ресурсов;
  • учетные, предусматривающие калькуляцию издержек, бухгалтерский учет и отчетность;
  • административные, предполагающие руководство, предвидение, организацию, распорядительство, координацию и контроль.

С учетом общих функций предприятия и основных требований современного рынка любой менеджер должен иметь необходимые профессиональные знания и практические умения в сфере

17

избранного вида производственной или предпринимательской деятельности для выполнения следующих важнейших работ:

  • 1) исследовать рынок и определять виды и объемы производства пользующихся высоким спросом товаров, работ и услуг;
  • 2) прогнозировать динамику спроса, предложения и уровень рыночных цен на выпускаемую продукцию с учетом изменения внутренней и внешней среды;
  • 3) создавать прогрессивные нормативы и нормы расхода ограниченных экономических ресурсов на производство продукции и услуг;
  • 4) разрабатывать краткосрочные цели и стратегические планы развития предприятия и его структурных подразделений;
  • 5) выбирать оптимальные методы, формы и системы планирования, организации и управления производством в условиях свободных рыночных отношений и имеющихся ограничений ресурсов;
  • 6) составлять бизнес-планы производства новых конкурентоспособных товаров и определять их эффективность и безубыточность;
  • 7) координировать работу персонала предприятия, привлекать способных сотрудников и предоставлять им необходимые полномочия и свободу в сфере их планово-экономической деятельности;
  • 8) проводить анализ и контроль результатов производственно-хозяйственной и планово-организационной деятельности и принимать оперативные решения по их улучшению;
  • 9) обосновывать важнейшие направления научных исследований, осуществлять своевременное обновление выпускаемой продукции, развитие новых технологий и форм организации производства и предпринимательства;
  • 10) составлять уставы и учредительные договоры на открытие новых малых и средних предприятий;
  • 11) осуществлять обоснование инвестиционных проектов, определять объемы и источники необходимых финансовых ресурсов;
  • 12) готовить аналитические записки и отчеты о финансово-экономическом состоянии предприятия и представлять высшему руководству письменные предложения о совершенствовании своей деятельности.

В осуществлении основных своих функций в современном производстве каждому менеджеру требуются не только фундаментальная экономическая подготовка, полученные профессиональные знания и расчетно-аналитические умения, но и высокие личные качества. Всякому виду деятельности и, значит, любой группе функций должна соответствовать, по заключению А. Файоля, своя профессиональная квалификационная установка или подготовка, которая основывается на необходимой совокупности следующих качеств и знаний:

18

  • физические качества (здоровье, сила, ловкость);
  • умственные качества (понятливость, легкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума);
  • нравственные качества (энергия, стойкость, сознание ответственности, инициатива, чувство долга, такт, чувство достоинства);
  • общее развитие (запас различных понятий, не относящихся исключительно к области выполняемых функций);
  • специальные знания (относящиеся исключительно к одной функции - технической, финансовой и т.д.);
  • опыт (знания, вытекающие из практики; воспоминания об уроках, лично извлеченных из фактов) [61. С. 12].

Совокупность личных качеств, профессиональных знаний и производственного опыта, характеризующих способность человека к экономической деятельности, представляет собой трудовой потенциал, или человеческий капитал. Уровень развития трудового потенциала человека определяется двумя основными компонентами: природными способностями и приобретенными знаниями. Основой человеческого капитала являются умственные и физические способности людей, их нравственные и интеллектуальные качества и другие личностные характеристики или компетенции человека. Еще Ф.У. Тейлор обращал внимание на тот факт, что трудно найти человека, который соединял бы в себе разнообразные познания и различные умственные и душевные качества, необходимые для выполнения всех обязанностей, возлагаемых на руководителей-менеджеров. Это видно из прилагаемого списка девяти качеств, требующихся от идеального человека [61. С. 274].

Среди важнейших качеств менеджера были названы такие известные, как ум, образование, специальные или технические познания, физическая ловкость или сила, такт, энергия, решительность, честность, рассудительность, здравый смысл, здоровье. Люди, по мнению основателей менеджмента, обладающие тремя из перечисленных качеств, могут быть во всякое время наняты в качестве рабочих-исполнителей. Соединив вместе четыре из этих способностей, можно получить лучшего работника-специалиста. Человека, объединившего в себе пять качеств, очень трудно найти, а людей с шестью, семью и восемью видами способностей почти невозможно добыть. Из этого положения классического менеджмента в настоящее время следует:

  • 1) растущая потребность предприятий и фирм в отборе способных специалистов;
  • 2) экономическая необходимость бережного использования редких человеческих способностей;

19

  • 3) реальная возможность достижения требуемого профессионального образования и последующего развития трудового потенциала менеджеров в процессе экономической деятельности.

В соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом все будущие экономисты-менеджеры должны получать требуемый минимум общей и профессиональной подготовки по четырем основным циклам дисциплин: гуманитарным и социально-экономическим, математическим и естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным. В состав каждого цикла входят как обязательные учебные дисциплины, так и курсы по выбору студентов. Всего учебным планом подготовки, экономистов-менеджеров по специальности «Экономика и управление на предприятии» предусматривается освоить свыше 50 различных дисциплин. Образовательный стандарт определяет не только состав изучаемых предметов, но и основные требования к уровню и содержанию профессиональной подготовки менеджеров, а также гарантирует каждому из них получение соответствующих теоретических знаний и практических умений по любой из всех изучаемых учебных дисциплин. Приведем для примера перечень необходимых экономических знаний и расчетно-аналитических умений по основным учебным курсам цикла общепрофессиональных дисциплин:

  • статистика - знать методы построения и анализа важнейших показателей и уметь использовать данные наблюдений и экспериментов;
  • маркетинг - уметь планировать производство и сбыт продукции исходя из рыночных потребностей;
  • менеджмент - знать методы принятия управленческих решений и уметь выбирать наиболее рациональные способы их выполнения;
  • экономика предприятия - иметь представление об основах его экономической деятельности как объекта рыночных отношений;
  • планирование на предприятии - знать основные принципы и методы планирования, важнейшие плановые показатели и способы их расчета, систему внутрихозяйственных планов и механизм их взаимодействия и уметь составлять планы социально-экономического развития;
  • экономика недвижимости - иметь представление о рынке недвижимости и уметь планировать получаемые доходы.

Предусмотренные образовательным стандартом требования к знаниям и умениям по различным учебным дисциплинам служат основой составления профессиональных или рабочих программ, содержащих по каждой из них обязательный минимум знаний. Например, по курсу «Планирование на предприятии» учебная программа включает

20

следующие вопросы: сущность и функции планирования в управлении; понятие, задачи, основные принципы и методы планирования; плановые расчеты и показатели; система планов предприятия и их взаимосвязь; стратегическое планирование развития предприятия; планирование потенциала предприятия (научно-технического и социального развития предприятия); планирование производства и сбыта продукции; планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия; планирование издержек и результатов; финансовое планирование; организация планирования на предприятии; планирование на базе ЭВМ.

Существующий сейчас образовательный стандарт значительно расширяет необходимую в рыночной экономике свободу выбора не только будущей специальности и сферы деятельности, но и профессионально-образовательной программы и желаемого уровня и срока подготовки. В стандарте предусматриваются три уровня подготовки менеджеров: бакалавр менеджмента (4 года), экономист-менеджер (5 лет) и магистр менеджмента (6 лет). В настоящее время на всех отечественных предприятиях менеджер любого уровня подготовки может стать руководителем как низового или среднего, так и высшего управленческого звена. В его функции входят многие творческие виды планово-экономической и организационно-управленческой деятельности, но главными всегда остаются выработка и принятие решений, руководство персоналом и производством, совершенствование форм и методов выполнения работы и т.п.

Любой менеджер во всех своих решениях должен всегда руководствоваться экономическими и социальными требованиями, соображениями и целями. Поэтому главное в современном производственном менеджменте состоит в правильном выборе основных экономических целей и путей их осуществления, в наибольшей степени соответствующих интересам предприятия и его работников. На качество и результаты экономической деятельности, как заметил Р.Л. Акофф, оказывают влияние такие факторы, как отсутствие у менеджера необходимой информации, научных знаний, должного понимания вопроса, мудрости, не говоря уже о воображении [2. С. 29]. А. Маршалл также отмечал, что экономист должен обладать тремя великими интеллектуальными качествами - восприятием, воображением, здравомыслием, но больше всего ему необходимо воображение, чтобы он оказался в состоянии обнаружить те причины видимых явлений, которые отдалены или скрыты от глаз, и представить себе те последствия видимых причин, которые отдалены или не лежат на поверхности [34. С. 100]. В европейском бизнесе хорошим менеджером сейчас считается такой руководитель, который для

21

своего предприятия не только создает новые рынки, но и своевременно реагирует на все рыночные изменения, а также сам активно меняет рынок [68. С. 20].

В соответствии с образовательным стандартом основными видами профессиональной деятельности экономистов-менеджеров на предприятиях в современных рыночных условиях являются организационно-управленческая, производственно-экономическая, планово-экономическая, социально-управленческая, проектно-экономическая, маркетинговая, предпринимательская, внешнеэкономическая и аналитическая. При соответствующей профессиональной адаптации многие менеджеры могут заниматься научно-исследовательской, финансово-хозяйственной, аудиторской, биржевой, преподавательской и другими видами деятельности.

Следовательно, основные требования образовательного стандарта к профессиональной подготовке экономистов-менеджеров должны быть более тесно увязаны с выбранной сферой деятельности и главными экономическими целями современного производства. Новым рыночным отношениям в полной мере должен соответствовать и требуемый уровень профессиональной подготовки наших менеджеров. Высшая экономическая школа, как свидетельствует мировой опыт, призвана выработать у будущих специалистов по экономике и управлению производством следующие весьма нужные в современном менеджменте профессиональные навыки и личные качества [12]:

  • - способность управлять собой;
  • - разумные личные ценности;
  • - четкие личные цели;
  • - упор на постоянный личный рост;
  • - умение решать проблемы;
  • - изобретательность и способность к инновациям;
  • - способность влиять на окружающих;
  • - знание современных управленческих подходов;
  • - способность руководить;
  • - умение обучать и развивать подчиненных;
  • - способность формировать рабочие группы.

Развитие необходимых личных способностей и формирование компетенции экономистов-менеджеров должно предусматривать соответствующее расширение в образовательных стандартах программы их практической подготовки. Наша высшая школа во все прежние времена в основном была занята лишь теоретическим обучением будущих специалистов производства, давая соответствующие их способностям и желаниям знания. Что же касается формирования необходимых и устойчивых профессиональных умений, то их

22

приходилось достигать на производстве каждому самостоятельно известным всем путем «проб и ошибок». Если при этом иметь в виду, что с переходом к рыночным отношениям слаженный экономический механизм взаимодействия предприятий и высшей школы был заметно ослаблен, то становится очевидной возросшая необходимость формирования у всех менеджеров в процессе обучения творческих способностей к предстоящей экономической деятельности. Этим рыночным целям и задачам во многом будет соответствовать глубокое изучение каждым студентом курса «Внутрифирменное планирование», способствующего формированию у будущих экономистов-менеджеров знаний и умений по рациональному выбору и экономичному использованию различных производственных ресурсов на предприятиях всех форм собственности.

Таким образом, основные задачи курса внутрифирменного планирования как научной, так и учебной дисциплины заключаются в развитии теории и методологии рыночного планирования, совершенствовании методики и практики разработки планов на предприятиях, усилении взаимодействия функций планирования, организации и управления производством, повышения эффективности планирования, а также в освоении новых научных знаний и передовых практических достижений всеми экономистами-менеджерами и другими специалистами.

23

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.