Отношение личности к себе, окружающим, делу, к материальным и социальным условиям бытия, к тому, как идет формирование знаний, умений, навыков, сопровождается переживаниями человека. Переживания могут быть в виде эмоций (от лат. "волновать", "возбуждать"), в виде сложных образований чувств. В совокупности отношения личности и возникающие переживания имеют положительную или отрицательную окраску, интенсивность, динамику и составляют содержательную сторону еще одной структуры личности.
Эмоция - это относительно элементарная форма переживания, которая непосредственно связана с потребностями. Достаточно простое деление всех переживаний сложилось с удовлетворением или неудовлетворением потребностей - положительные эмоции и отрицательные [9].
25
Эмоции создают у человека различные формы эмоциональных состояний, которые различаются степенью интенсивности и временем протекания - это настроение, и страсти, и аффекты.
Настроение - это длительное, слабоинтенсивное, диффузное состояние. Оно как бы пронизывает все мысли, отношения и действия человека. Основой формирования состояния могут быть мысли, взаимоотношения, внешняя среда, организменные процессы.
Страсть - это длительное, сильное и глубокое эмоциональное состояние. Она активизирует деятельность, подчиняет все мысли и поступки, мобилизует силы на преодоление трудностей, достижение целей. Страсть может поднять личность на высокие уровни, но также может и разрушить личность.
Аффект - это кратковременное, быстрое, бесконтрольное, бурное переживание. Оно захватывает личность целиком - волю, ум. Каждый из нас должен уметь управлять своим настроением и создавать необходимое настроение у своего объекта взаимодействия. Необходимо помнить, что, в принципе, любые эмоции в зависимости от ситуации могут усиливаться и доходить до аффекта.
Кроме данной классификации, существует деление переживаний на чувства как осознанные и предметные переживания.
Нравственные чувства отражают отношение человека к морали - отношения типа: Я - ТЫ, ТЫ - Я, Я - ОБЩЕСТВО, ОБЩЕСТВО - Я. К этим чувствам относятся - честь, долг, патриотизм, ответственность, справедливость.
Эстетические чувства возникают в результате переживания красоты или от того, как в произведениях искусства отражается реальность (природа, люди, картины и т.п.). В деятельности психолога практической направленности эстетические чувства приобретают большее значение при коммуникациях.
Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью человека. Они усиливают породившие их потребности к познанию, являются движущей силой познания (ясность мысли, догадка, удивление, уверенность, сомнения).
Эмоционально-динамические свойства являются побудителями активности, регуляторами человеческого поведения и мотивационным фактором направленности личности человека.
26