2. ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

2.1. Направленность личности

Выделяя то общее и данное, что объединяет различные подходы к изучению структуры личности, Б.Ф. Ломов замечает: "...несмотря на различие планов анализа в изучении личности, все... подходы выделяют в качестве главной характеристики личности ее направленность. Она, так или иначе, выявляется в изучении всей системы психологических свойств (качеств) и состояний личности: потребностей, интересов, способностей, одаренности, волевых, эмоциональных, интеллектуальных свойств, характера и т.д. Направленность личности выступает как системообразующее качество, определяющее ее психологический склад. Именно она выступает в роли" побудительной" силы, определяющей избирательность отношений и активности личности" [8].

В традиционном подходе к изучению личности это выступает как характер. В психоаналитическом - от того, как структурируется эта система отношений (к себе, другим, к делу, вещам, социуму), формируется тот или иной механизм психологической защиты и вынуждает человека "играть" определенную функциональную роль по соответствующему сценарию.

Направленность личности - многозначное качество, проявляющееся в отношениях "личности к окружающему миру - это ее отношение к природе, обществу, труду, другим людям, самой себе" [1].

Ряд ученых считают направленность личности совершенно самостоятельным свойством личности, как и характер, темперамент; другие относят ее к системе доминирующих мотивов. Вероятно то, что доминирующие личностные ориентации человека, определяющие всю мотивационную сферу, и составляют направленность. И.Д. Ладанов (1982 г.) подчеркивает, что общая направленность личности включает в себя трехуровневую систему побуждений:

  1. Желание - как вполне осознанный, согласующийся с собственными взглядами, целями интерес (мотив). Этот интерес порождается доминирующими потребностями. В основе потребностей могут быть различные активизирующие факторы - рефлексы, инстинкты, влечения, общение, принадлежность к какой-либо группе и т.п.

15

  1. Необходимость - это мотив, который вполне осознан, согласующийся с целями государства, общества и т.п., но не с собственными целями, взглядами. Внешнее поведение при этом может проявляться как поведение по желанию, а не по необходимости.
  2. Установка - это неосознаваемое действие, согласно закрепленному стереотипу, шаблону, прошлому опыту - привычка, навык, автоматизм. В частности, сюда могут включаться и психологические механизмы защиты. "В конечном счете, - указывает И.Д. Ладанов, - все они могут подпадать под контроль сознания, однако сознание здесь выступает только в качестве регистратора события"[6].

При изучении направленности, некоторые авторы [17], выделяют такие параметры личности, как социоцентрическая направленность и эгоцентрическая. Эти два показателя являются полярными. Он рассматривает их с позиции социума, общества, т.к. социоцентристы, в его трактовке,- это люди, для которых цели, интересы и потребности общества являются их личными целями, интересами, и для достижения этих целей применяются социально одобряемые средства. Эгоцентристы - это люди, которые для удовлетворения своих потребностей и интересов используют общественные средства и при этом применяют социально не одобряемые средства для достижения своих целей. Но в любом случае человек действует или по собственному желанию, или по необходимости, или в силу прошлого опыта, исходя из ориентации на общество, на деловую активность, или на себя.

В практической деятельности психологу при решении конкретных задач психологического плана придется определять соотношение между индивидуальными потребностями какой-либо личности с потребностями общества в целом; анализировать, в каких количествах и в каком качестве находятся в структуре личности мотивы, ориентированные на производство и потребление.

Знание направленности личности (на себя, других, на дело, общество) поможет психологу или менеджеру правильно строить отношения с людьми, которые представляют интерес, а также выбрать методически правильное воздействие; в какой-либо мере определить

16

содержание жизненных целей и особенности воспитательных воздействий по формированию профессиональных свойств.

17

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.