|
Данный опросник [13] позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью - универсальность качества, т.е. широта его проявленzия в разных жизненных ситуациях и видах деятельности.
Тексты опросников
Целеустремленность
- Приступая к любому делу, всегда чётко осознаю, чего я хочу достичь.
- Неудача на экзаменационной проверке побуждает меня заниматься с удвоенной силой.
- Мои интересы неустойчивы, не могу пока определить, к чему мне стремиться.
- Я отчетливо представляю себе, чему я хочу научиться в институте.
- В обычных условиях мне быстро надоедает работать строго в соответствии с планом.
- Если уж ставлю перед собой определенную цель, то неуклонно стремлюсь к ее достижению, как бы не было трудно.
- На каждом занятии ставлю перед собой конкретные задачи.
- При неудачах меня всегда одолевают сомнения, стоит ли продолжать начатое дело.
- Четкое планирование работы не характерно для меня.
- Редко задумываюсь над тем, как можно применять знания, получаемые в институте, в будущей практической работе.
100
- Никогда сам не проявляю инициативы в постановке новых целей, предпочитаю следовать указаниям других людей.
- Обычно под влиянием разного рода препятствий мое стремление к цели значительно ослабевает.
- У меня есть главная цель в жизни.
- После неудачи на экзаменационной проверке долго не могу заставить себя заниматься, учиться в полную силу.
- К общественной работе отношусь с меньшей ответственностью, чем к учебе.
- Как правило, заранее намечаю конкретные задачи, планирую свою работу.
- Постоянно испытываю потребность ставить перед собой новые цели и достигать их.
- Начиная новое дело, не всегда четко представляю себе, к чему следует стремиться; обычно надеюсь, что это прояснится по ходу работы.
- Всегда стараюсь до конца выполнить любое общественное поручение.
- Даже при неудачах меня не покидает уверенность, что достигну поставленной цели.
Смелость и решительность
- Принимая какое-нибудь решение, всегда реально оцениваю свои возможности.
- Не боюсь вмешаться в ситуацию на улице, если нужно предотвратить несчастный случай.
- Мне трудно выполнять свои обещания.
- Высказываю свое мнение, несмотря на возможность конфликта.
- Сознание, что соперник сильнее, является для меня серьезным препятствием.
- Легко освобождаюсь от тревоги, опасений, страха.
- Установив для себя распорядок дня, четко его придерживаюсь.
- Меня часто мучают сомнения.
101
- Мне больше по душе, если ответственность за совместное дело несут другие, а не я.
- Вряд ли смогу рискнуть предотвратить несчастный случай.
- Когда анализирую свои поступки, часто прихожу к выводу, что недостаточно хорошо продумал и спланировал свои действия.
- Как правило, избегаю рискованных ситуаций.
- Не испытываю страха перед сильным соперником.
- Много раз решал с завтрашнего дня начать "новую жизнь", но с утра всё шло по-старому.
- Возможность конфликта заставляет меня держать своё мнение при себе.
- Обычно мне легко удаётся справиться со своими сомнениями.
- Постоянно чувствую ответственность за свои дела и поступки.
- С трудом преодолеваю страх.
- Для меня исключительный случай, если я не смог сдержать слово.
- Возможность рискнуть доставляет мне радость.
Настойчивость и упорство
- Начиная любое дело, я уверен, что сделаю все возможное для его выполнения.
- Всегда до конца отстаиваю своё мнение, если я уверен, что прав.
- Я не в состоянии заставить себя работать, учиться на фоне усталости.
- В ответственных моментах (экзамен) борюсь изо всех сил до последнего мгновения.
- Мне трудно доводить до конца общественные дела.
- Для меня характерно - планомерность, систематичность в работе.
- Я обычно заставляю себя полностью выполнить работу, даже если очень устал.
- Часто бросаю на полпути начатые дела, потеряв интерес к им.
- Мне больше по душе легкие, пусть даже менее результативные, пути к цели.
102
- Не могу заставить себя планомерно работать, заниматься в течение всего месяца, года (особенно по тем учебным предметам, которые даются с трудом).
- Обычно я не знаю, хватит ли у меня желания и сил завершить начатое дело.
- У меня никогда не появляется желание поставить перед собой труднодостижимую цель.
- Систематически готовлюсь к учебным занятиям в институте.
- Неудача в ходе экзаменационной проверки резко снижает мою активность и желание продолжать борьбу.
- В споре чаще всего уступаю другим.
- До конца выполняю скучную и однообразную работу, если это необходимо.
- Испытываю особое удовольствие, если успех достигается с большим трудом.
- Не могу заставить себя работать систематически.
- Выполняя общественные поручения, всегда добиваюсь того, что необходимо.
- Довольно часто испытываю потребность проверить себя в трудных делах.
Инициативность и самостоятельность
- Как правило, принимаю решения без посторонней помощи.
- Мне легко удается побороть смущение и первым завязать разговор с незнакомым человеком.
- Никогда по собственной инициативе не берусь за выполнение общественных поручений.
- При подготовке к занятиям довольно часто читаю дополнительную литературу, не ограничиваясь лекцией или учебником.
- Отсутствие руководителя на ответственном мероприятии (его совет, поддержка и т.п.) значительно снижает мои результаты.
- Больше всего мне нравится пробовать свои силы в творческой деятельности.
- На работе, занятиях стараюсь придумывать упражнения, задания, задачи.
103
- Чувствую себя спокойно и уверенно, если кто-то руководит мной.
- Прежде чем что-то сделать, всегда советуюсь с кем-нибудь из знакомых.
- В разговоре или при знакомстве стремлюсь предоставить инициативу другому.
- Для меня удобнее всего выполнять работу по точно известному образцу.
- Обычно отказываюсь от своих планов, намерений, если другие находят их неудачными.
- К общественной работе отношусь не формально, стараюсь сделать её не только полезной, но и интересной.
- При изучении нового учебного предмета не стремлюсь знать больше, чем требуется для сдачи зачёта или экзамена.
- Обычно не задумываюсь над содержанием занятий, точно выполняю то, что предлагается.
- Стремлюсь быть организатором новых дел в коллективе.
- Если я уверен, что прав, всегда поступаю по-своему.
- Процесс творчества не привлекает меня.
- Результаты моей работы во время экзаменационной проверки не зависят от того, присутствует ли на них мой руководитель.
- В любую работу стремлюсь внести что-то новое, иначе мне не интересно.
Самообладание и выдержка
- Я легко могу заставить себя долго ждать, если это необходимо.
- В споре мне обычно удаётся сохранить спокойствие и объективность.
- Не могу нормально работать, заниматься, если меня что-то тревожит.
- В течение всей экзаменационной проверки чётко контролирую свои мысли, чувства, действия, поведение.
- Совершенно не переношу боли.
- Мне удаётся сохранить ясность мысли даже в самых сложных жизненных ситуациях.
104
- Неприятности в институте и дома не снижают качество моей работы.
- Долгое ожидание очень мучительно для меня.
- Бывает, когда я встревожен, волнуюсь, совершенно теряю контроль над собой.
- Во время проверки, отчёта иногда не могу ответить даже на то, что знаю.
- Считаю, что умение владеть собой не так уж важно для человека.
- Если у меня плохое настроение, никогда не могу этого скрыть.
- На проверке, зачёте всегда мобилизуюсь и получаю оценку не ниже той, на которую рассчитываю.
- Не могу сдержать себя, чтобы на грубость не ответить тем же.
- В процессе экзамена, зачёта, контрольной с трудом владею собой.
- Мне легко заставить себя сдержать смех, если чувствую, что он неуместен.
- Сильное волнение, как правило, не сказывается на целесообразности моих действий и поведения.
- В сложной ситуации обычно теряюсь, не могу быстро принять нужное решение.
- Могу заставить себя действовать, превозмогая боль, если это крайне необходимо.
- Специально учусь владеть собой.
Инструкция: Прочтите внимательно каждое высказывание и оцените, насколько Вам это свойственно. Против номера утверждения поставьте один из вариантов ответа:
- Так не бывает.
- Пожалуй, неверно.
- Может быть.
- Наверное, да.
- Уверен, что да.
Ответив на вопросы первого опросника, переходите к следующему и так до конца пятого опросника. После этого обработайте ответы (расставьте баллы) с помощью ключа, который одинаков для всех опросников.
105
В ключе выделены две группы суждений: диагностика выраженности и диагностика генерализованности волевых качеств. Напротив номера вопроса указано число баллов, которое присуждается за каждый
Протокол
106
вариант ответа. Они ставятся рядом с вариантом ответа или заносятся в протокол, затем подсчитывается алгебраическая сумма баллов по суждениям выраженности и генерализованности каждого волевого качества. Для того, чтобы избавиться от возможных минусовых результатов, к суммарному результату прибавляется по 20 баллов, и окончательные результаты заносятся в нижнюю часть протокола.
Полученные оценки всех волевых качеств представляются графически в двух вариантах по круговой психограмме и по двум осям (горизонтальная ось - генерализованность, а вертикальная ось - выраженность каждого волевого качества) координатной плоскости с центром пересечения в 20 баллов.
Окружность чертится радиусом в 4 сантиметра, центр является нулевой точкой. Для отметки каждого свойства проводится пять радиусов, которые делятся на четыре равные части (центр это 0 баллов, затем 10 баллов, 20 баллов, 30 и 40 баллов соответственно). Все выраженности качеств затем соединяются одной линией, а генерализованности - другой линией. Уровни развитости волевых качеств по параметрам выраженности и генерализованности следующие:
- 0-19 баллов - низкий уровень;
- 20-30 баллов - средний уровень;
- 31-40 баллов - высокий уровень.
В координатной плоскости выраженность свойства изменяется в континиуме от низкой до высокой (от 0 до 40 баллов по вертикали), генерализованность в континиуме от узкой до широкой (от 0 до 40 баллов по горизонтали). Каждое свойство здесь обозначается точкой. При соединении точек получается многоугольник. При этом анализируется: а) расположение многоугольника в координатных осях, указывающее на преобладающее направление в развитии волевых качеств; б) расстояния (в единицах шкалы) между крайними верхней и нижней, правой и левой точками многоугольника, свидетельствующие об относительной синхронности или гетеросинхронности в развитии волевых качеств с учетом обоих параметров.
Желательно при анализе делать сравнение показателей своих со среднегрупповыми показателями.
107
|
|