4.12. Самооценка волевых качеств

Данный опросник [13] позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью - универсальность качества, т.е. широта его проявленzия в разных жизненных ситуациях и видах деятельности.

Тексты опросников

Целеустремленность

  1. Приступая к любому делу, всегда чётко осознаю, чего я хочу достичь.
  2. Неудача на экзаменационной проверке побуждает меня заниматься с удвоенной силой.
  3. Мои интересы неустойчивы, не могу пока определить, к чему мне стремиться.
  4. Я отчетливо представляю себе, чему я хочу научиться в институте.
  5. В обычных условиях мне быстро надоедает работать строго в соответствии с планом.
  6. Если уж ставлю перед собой определенную цель, то неуклонно стремлюсь к ее достижению, как бы не было трудно.
  7. На каждом занятии ставлю перед собой конкретные задачи.
  8. При неудачах меня всегда одолевают сомнения, стоит ли продолжать начатое дело.
  9. Четкое планирование работы не характерно для меня.
  10. Редко задумываюсь над тем, как можно применять знания, получаемые в институте, в будущей практической работе.

100

  1. Никогда сам не проявляю инициативы в постановке новых целей, предпочитаю следовать указаниям других людей.
  2. Обычно под влиянием разного рода препятствий мое стремление к цели значительно ослабевает.
  3. У меня есть главная цель в жизни.
  4. После неудачи на экзаменационной проверке долго не могу заставить себя заниматься, учиться в полную силу.
  5. К общественной работе отношусь с меньшей ответственностью, чем к учебе.
  6. Как правило, заранее намечаю конкретные задачи, планирую свою работу.
  7. Постоянно испытываю потребность ставить перед собой новые цели и достигать их.
  8. Начиная новое дело, не всегда четко представляю себе, к чему следует стремиться; обычно надеюсь, что это прояснится по ходу работы.
  9. Всегда стараюсь до конца выполнить любое общественное поручение.
  10. Даже при неудачах меня не покидает уверенность, что достигну поставленной цели.

Смелость и решительность

  1. Принимая какое-нибудь решение, всегда реально оцениваю свои возможности.
  2. Не боюсь вмешаться в ситуацию на улице, если нужно предотвратить несчастный случай.
  3. Мне трудно выполнять свои обещания.
  4. Высказываю свое мнение, несмотря на возможность конфликта.
  5. Сознание, что соперник сильнее, является для меня серьезным препятствием.
  6. Легко освобождаюсь от тревоги, опасений, страха.
  7. Установив для себя распорядок дня, четко его придерживаюсь.
  8. Меня часто мучают сомнения.

101

  1. Мне больше по душе, если ответственность за совместное дело несут другие, а не я.
  2. Вряд ли смогу рискнуть предотвратить несчастный случай.
  3. Когда анализирую свои поступки, часто прихожу к выводу, что недостаточно хорошо продумал и спланировал свои действия.
  4. Как правило, избегаю рискованных ситуаций.
  5. Не испытываю страха перед сильным соперником.
  6. Много раз решал с завтрашнего дня начать "новую жизнь", но с утра всё шло по-старому.
  7. Возможность конфликта заставляет меня держать своё мнение при себе.
  8. Обычно мне легко удаётся справиться со своими сомнениями.
  9. Постоянно чувствую ответственность за свои дела и поступки.
  10. С трудом преодолеваю страх.
  11. Для меня исключительный случай, если я не смог сдержать слово.
  12. Возможность рискнуть доставляет мне радость.

Настойчивость и упорство

  1. Начиная любое дело, я уверен, что сделаю все возможное для его выполнения.
  2. Всегда до конца отстаиваю своё мнение, если я уверен, что прав.
  3. Я не в состоянии заставить себя работать, учиться на фоне усталости.
  4. В ответственных моментах (экзамен) борюсь изо всех сил до последнего мгновения.
  5. Мне трудно доводить до конца общественные дела.
  6. Для меня характерно - планомерность, систематичность в работе.
  7. Я обычно заставляю себя полностью выполнить работу, даже если очень устал.
  8. Часто бросаю на полпути начатые дела, потеряв интерес к им.
  9. Мне больше по душе легкие, пусть даже менее результативные, пути к цели.

102

  1. Не могу заставить себя планомерно работать, заниматься в течение всего месяца, года (особенно по тем учебным предметам, которые даются с трудом).
  2. Обычно я не знаю, хватит ли у меня желания и сил завершить начатое дело.
  3. У меня никогда не появляется желание поставить перед собой труднодостижимую цель.
  4. Систематически готовлюсь к учебным занятиям в институте.
  5. Неудача в ходе экзаменационной проверки резко снижает мою активность и желание продолжать борьбу.
  6. В споре чаще всего уступаю другим.
  7. До конца выполняю скучную и однообразную работу, если это необходимо.
  8. Испытываю особое удовольствие, если успех достигается с большим трудом.
  9. Не могу заставить себя работать систематически.
  10. Выполняя общественные поручения, всегда добиваюсь того, что необходимо.
  11. Довольно часто испытываю потребность проверить себя в трудных делах.

Инициативность и самостоятельность

  1. Как правило, принимаю решения без посторонней помощи.
  2. Мне легко удается побороть смущение и первым завязать разговор с незнакомым человеком.
  3. Никогда по собственной инициативе не берусь за выполнение общественных поручений.
  4. При подготовке к занятиям довольно часто читаю дополнительную литературу, не ограничиваясь лекцией или учебником.
  5. Отсутствие руководителя на ответственном мероприятии (его совет, поддержка и т.п.) значительно снижает мои результаты.
  6. Больше всего мне нравится пробовать свои силы в творческой деятельности.
  7. На работе, занятиях стараюсь придумывать упражнения, задания, задачи.

103

  1. Чувствую себя спокойно и уверенно, если кто-то руководит мной.
  2. Прежде чем что-то сделать, всегда советуюсь с кем-нибудь из знакомых.
  3. В разговоре или при знакомстве стремлюсь предоставить инициативу другому.
  4. Для меня удобнее всего выполнять работу по точно известному образцу.
  5. Обычно отказываюсь от своих планов, намерений, если другие находят их неудачными.
  6. К общественной работе отношусь не формально, стараюсь сделать её не только полезной, но и интересной.
  7. При изучении нового учебного предмета не стремлюсь знать больше, чем требуется для сдачи зачёта или экзамена.
  8. Обычно не задумываюсь над содержанием занятий, точно выполняю то, что предлагается.
  9. Стремлюсь быть организатором новых дел в коллективе.
  10. Если я уверен, что прав, всегда поступаю по-своему.
  11. Процесс творчества не привлекает меня.
  12. Результаты моей работы во время экзаменационной проверки не зависят от того, присутствует ли на них мой руководитель.
  13. В любую работу стремлюсь внести что-то новое, иначе мне не интересно.

Самообладание и выдержка

  1. Я легко могу заставить себя долго ждать, если это необходимо.
  2. В споре мне обычно удаётся сохранить спокойствие и объективность.
  3. Не могу нормально работать, заниматься, если меня что-то тревожит.
  4. В течение всей экзаменационной проверки чётко контролирую свои мысли, чувства, действия, поведение.
  5. Совершенно не переношу боли.
  6. Мне удаётся сохранить ясность мысли даже в самых сложных жизненных ситуациях.

104

  1. Неприятности в институте и дома не снижают качество моей работы.
  2. Долгое ожидание очень мучительно для меня.
  3. Бывает, когда я встревожен, волнуюсь, совершенно теряю контроль над собой.
  4. Во время проверки, отчёта иногда не могу ответить даже на то, что знаю.
  5. Считаю, что умение владеть собой не так уж важно для человека.
  6. Если у меня плохое настроение, никогда не могу этого скрыть.
  7. На проверке, зачёте всегда мобилизуюсь и получаю оценку не ниже той, на которую рассчитываю.
  8. Не могу сдержать себя, чтобы на грубость не ответить тем же.
  9. В процессе экзамена, зачёта, контрольной с трудом владею собой.
  10. Мне легко заставить себя сдержать смех, если чувствую, что он неуместен.
  11. Сильное волнение, как правило, не сказывается на целесообразности моих действий и поведения.
  12. В сложной ситуации обычно теряюсь, не могу быстро принять нужное решение.
  13. Могу заставить себя действовать, превозмогая боль, если это крайне необходимо.
  14. Специально учусь владеть собой.

Инструкция: Прочтите внимательно каждое высказывание и оцените, насколько Вам это свойственно. Против номера утверждения поставьте один из вариантов ответа:

  1. Так не бывает.
  2. Пожалуй, неверно.
  3. Может быть.
  4. Наверное, да.
  5. Уверен, что да.

Ответив на вопросы первого опросника, переходите к следующему и так до конца пятого опросника. После этого обработайте ответы (расставьте баллы) с помощью ключа, который одинаков для всех опросников.

105

В ключе выделены две группы суждений: диагностика выраженности и диагностика генерализованности волевых качеств. Напротив номера вопроса указано число баллов, которое присуждается за каждый

Протокол

106

вариант ответа. Они ставятся рядом с вариантом ответа или заносятся в протокол, затем подсчитывается алгебраическая сумма баллов по суждениям выраженности и генерализованности каждого волевого качества. Для того, чтобы избавиться от возможных минусовых результатов, к суммарному результату прибавляется по 20 баллов, и окончательные результаты заносятся в нижнюю часть протокола.

Полученные оценки всех волевых качеств представляются графически в двух вариантах по круговой психограмме и по двум осям (горизонтальная ось - генерализованность, а вертикальная ось - выраженность каждого волевого качества) координатной плоскости с центром пересечения в 20 баллов.

Окружность чертится радиусом в 4 сантиметра, центр является нулевой точкой. Для отметки каждого свойства проводится пять радиусов, которые делятся на четыре равные части (центр это 0 баллов, затем 10 баллов, 20 баллов, 30 и 40 баллов соответственно). Все выраженности качеств затем соединяются одной линией, а генерализованности - другой линией. Уровни развитости волевых качеств по параметрам выраженности и генерализованности следующие:

  • 0-19 баллов - низкий уровень;
  • 20-30 баллов - средний уровень;
  • 31-40 баллов - высокий уровень.

В координатной плоскости выраженность свойства изменяется в континиуме от низкой до высокой (от 0 до 40 баллов по вертикали), генерализованность в континиуме от узкой до широкой (от 0 до 40 баллов по горизонтали). Каждое свойство здесь обозначается точкой. При соединении точек получается многоугольник. При этом анализируется: а) расположение многоугольника в координатных осях, указывающее на преобладающее направление в развитии волевых качеств; б) расстояния (в единицах шкалы) между крайними верхней и нижней, правой и левой точками многоугольника, свидетельствующие об относительной синхронности или гетеросинхронности в развитии волевых качеств с учетом обоих параметров.

Желательно при анализе делать сравнение показателей своих со среднегрупповыми показателями.

107

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru