На современном этапе общественного развития психология занимает одну из основных позиций в системе наук. Потребность применения психологических знаний ощутима при решении конкретных практических задач в различных областях жизни, где постоянно приходится работать с людьми. В деятельность психолога, как и кадрового работника, входят различные аспекты психологического плана, которые регламентируются соответствующими документами, - это изучение и оценка людей, установление и развитие психологических контактов и т.д., поэтому психологические знания становятся необходимым рабочим инструментом.
Психология - наука о душе (греческие слова "псюхе" и " логос") дословно. Эта наука является связующей множества других наук о природе, обществе и человеке [1].
Как любая другая наука, психология имеет свой язык (категории) и уровни понимания. Когда речь идет о биологической сути человека, то употребляется термин "индивид", который означает, что данный объект принадлежит к роду человека. В то время, когда мы говорим о психологии, то уместно называть объект нашего внимания - личностью; если рассматривается общая социальная характеристика, то это обозначается словом - человек. Вполне естественно, что категория "человек" более общая и включает в себя понятия личность и индивид как частные категории.
Если рассматривать какие-либо профессиональные виды деятельности, то в каждой из них существуют свои специфические термины, категории, определения, и поэтому, говоря о психологическом содержании какой-либо деятельности, правильнее называть - личность, например, педагога или военного работника, личность ребенка и т.п. Личность - это основная категория в психологии, и далее будет более подробно рассматриваться её содержание и структура.
В науке существуют различные подходы к изучению личности и, единого определения личности сегодня не существует. Так, например, С.Л. Рубинштейн говорит, что "...при объяснении любых психологических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность
5
внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия" [16]; К.К. Платонов давал такое определение: "Личность - это системное свойство человека, которое:
- 1) обеспечивает усвоение, переработку и накопление информации о себе и внешней среде, необходимой ей для функционирования как субъекту социальной системы;
- 2) определяет регулирование ее социального функционирования в процессе взаимодействия с внешней средой на основе информации, непрерывно получаемой или ранее полученной о себе и внешней среде"[12].
И. Кон определяет личность как "...совокупность интегрированных, социально-значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения"[5].
Все определения обращают внимание на то, что личность - это единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и свойств. Большинство исследователей склонны к тому, что личность представляется продуктом сознания человека и является психическим образованием. Каждому этапу генезиса науки соответствует свое представление о личности и свое определение содержания данной категории. Процесс развития этого представления шел от простого к сложному, от биологического понимания до социального, в конечном итоге, к структурной системной интегрированной индивидуальности.
В связи с вышесказанным возникает вопрос, когда появляется личность и каковы ее структура и содержание?
Появившийся на свет человек принадлежит всему сообществу, и мы отводим ему роль ребенка, обозначая его социальную принадлежность термином - человек. Сюда же включается и биологическая принадлежность (схожесть) к людям, которая обозначается термином - индивид (род человека). Личность на данном этапе представлена генетической памятью. Безусловные рефлексы ребёнка, такие, как сосание, отталкивание, хватание, замирание, ориентированны, в первую очередь, на сохранение человека как биологического вида. По мере развития условных рефлексов, основанных на процессах ощущения, развивается сенсорная память, разные формы восприятия и виды мышления, воображение и внимание. Личность
6
как бы проявляется постепенно - накапливается информация биологическая - появляется психическое новообразование. Чтобы личность развивалась и формировалась, обязательны два условия: деятельность и общение с себе подобными. Причем, чем разнообразнее виды деятельности и общения, тем активнее формируется и развивается личность. Нарушение этих условий ведёт к деформации и развитию квазиличности (пример: "люди - Маугли"). Индивид включается в активность и общение (семья, ясли, садик, школа, друзья, С.М.И. и т.д.), проходит социализацию, т.е. усваивает общественные нормы и правила поведения.
О личности мы начинаем говорить тогда, когда ребенок осознает себя ("Я сам"), когда появляется сознание - совокупность знаний о себе и об окружающем мире. То, что человек знает (понятие о самооценке, самоотношении) о самом себе - это есть интроструктура личности; его представление о том, как он общается и взаимодействует с окружающей реальностью - интерсфера, а то, что он оставляет о себе в сознании других людей, в мире - метасфера. Данная структура это только общий и обобщенный взгляд на личность.
7