4.6. Методика "Диагностика мотивационной структуры личности" [10]

Методика В.Э. Мильмана позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечению комфорта и социального статуса и др. На основе всех ответов можно составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности.

61

Инструкция

Перед вами 14 утверждений, касающихся жизненных устремлений и некоторых сторон образа жизни человека. Просим вас высказать отношение к ним по каждому из 8-ми вариантов ответов (а, б, в, г, д, е, ж, з), проставив в соответствующих клетках бланка для ответов одну из следующих оценок каждого утверждения:

  • "+" - "согласен с этим",
  • "=" - "когда как",
  • "-" - "нет, не согласен",
  • "?" - "не знаю".

Старайтесь отвечать быстро, не задумывайтесь долго над ответами. Отвечайте на вопросы последовательно, от 1 а) до 14 з). Следите за тем, чтобы не путать клетки. На всю работу у вас должно уйти не более 20 минут.

Бланк для ответов

Дата......... Возраст........... Пол.............

Профессия............................................

Фамилия, имя и отчество..........................................

62

Текст опросника

1. В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов:

  • а) "время - деньги". Нужно стремиться зарабатывать их больше;
  • б) "главное - здоровье". Нужно беречь себя и свои нервы;
  • в) свободное время нужно проводить с друзьями;
  • г) свободное время нужно отдавать семье;
  • д) нужно делать добро, даже если это дорого обходится;
  • е) нужно делать все возможное, чтобы завоевать место под солнцем;
  • ж) нужно приобретать больше знаний, чтобы понять причины и сущность того, что происходит вокруг;
  • з) нужно стремиться открыть что-то новое, создать, изобрести.

2. В своем поведении на работе нужно следовать таким принципам:

  • а) работа - это вынужденная жизненная необходимость;
  • б) главное - не допускать конфликтов;
  • в) нужно стремиться обеспечить себя спокойными, удобными условиями;
  • г) нужно активно стремиться к служебному продвижению;
  • д) главное - завоевать авторитет и признание;
  • е) нужно постоянно совершенствоваться в своем деле;
  • ж) в своей работе всегда можно найти интересное, то, что может увлечь;
  • з) нужно не только увлечься самому, но и увлечь работой других.

3. Среди моих дел в свободное от работы время большое место занимают следующие дела:

  • а) текущие, домашние;
  • б) отдых и развлечения;
  • в) встречи с друзьями;
  • г) общественные дела;
  • д) занятия с детьми;
  • е) учеба, чтение необходимой для работы литературы;
  • ж) "хобби";
  • з) подрабатывание денег.

63

4. Среди моих рабочих дел много места занимают:

  • а) деловое общение (переговоры, выступления, обсуждения и т.д.);
  • б) личное общение (на темы, не связанные с работой);
  • в) общественная работа;
  • г) учеба, получение новой информации, повышение квалификации;
  • д) работа творческого характера;
  • е) работа, непосредственно влияющая на заработок (сдельная, дополнительная);
  • ж) работа, связанная с ответственностью перед другими;
  • з) свободное время, перекуры, отдых.

5. Если бы мне добавили дополнительный выходной день, я бы, скорее всего, потратил его на то, чтобы:

  • а) заниматься текущими домашними делами;
  • б) отдыхать;
  • в) развлекаться;
  • г) заниматься общественной работой;
  • д) заниматься учебой, получать новые знания;
  • е) заниматься творческой работой;
  • ж) делать дело, в котором чувствуешь ответственность перед другими;
  • з) делать дело, дающее возможность заработать.

6. Если бы у меня была возможность полностью по-своему планировать рабочий день, я бы стал скорее всего заниматься:

  • а) тем, что составляет мои основные обязанности;
  • б) общением с людьми по делам (переговоры, обсуждения);
  • в) личным общением (разговорами, не связанными с работой);
  • г) общественной работой;
  • д) учебой, получением новых знаний, повышением квалификации;
  • е) творческой работой;
  • ж) работой, в которой чувствуешь пользу и ответственность;
  • з) работой, за которую можно получить больше денег.

7. Я часто разговариваю с друзьями и знакомыми на такие темы:

64

  • а) где, что можно купить, как хорошо провести время;
  • б) об общих знакомых;
  • в) о том, что вижу и слышу вокруг;
  • г) как добиться успеха в жизни;
  • д) о работе;
  • е) о своих увлечениях ("хобби");
  • ж) о своих успехах и планах;
  • з) о жизни, книгах, кинофильмах, политике.

8. Моя работа дает мне, прежде всего:

  • а) достаточные материальные средства для жизни;
  • б) общение с людьми, дружеские отношения;
  • в) авторитет и уважение окружающих;
  • г) интересные встречи и беседы;
  • д) удовлетворение непосредственно от самой работы;
  • е) чувство своей полезности;
  • ж) возможность повышать свой профессиональный уровень;
  • з) возможность служебного продвижения.

9. Больше всего мне хочется бывать в таком обществе, где:

  • а) уютно, хорошие развлечения;
  • б) можно обсудить волнующие тебя рабочие вопросы;
  • в) тебя уважают, считают авторитетом;
  • г) можно встретиться с нужными людьми, завязать полезные связи;
  • д) можно приобрести новых друзей;
  • е) бывают известные заслуженные люди;
  • ж) все связаны общим делом;
  • з) можно проявить и развить свои способности.

10. Я хотел бы на работе быть рядом с такими людьми:

  • а) с которыми можно поговорить на разные темы;
  • б) которым мог бы передавать свой опыт и знания;
  • в) с которыми можно больше заработать;
  • г) которые имеют авторитет и вес на работе;
  • д) которые могут научить чему-нибудь полезному;

65

  • е) которые заставляют Тебя становиться активнее на работе;
  • ж) которые имеют много знаний и интересных идей;
  • з) которые готовы поддержать тебя в разных ситуациях.

11. К настоящему времени я имею в достаточной степени:

  • а) материальное благополучие;
  • б) возможность интересно развлекаться;
  • в) хорошие условия жизни;
  • г) хорошую семью;
  • д) возможности интересно проводить время в обществе;
  • е) уважение, призвание и благодарность других;
  • ж) чувство полезности для других;
  • з) созданного чего-то ценного, полезного.

12. Я думаю, что, занимаясь своей работой, имею в достаточной степени:

  • а) хорошую зарплату, другие материальные блага;
  • б) хорошие условия для работы;
  • в) хороший коллектив, дружеские взаимоотношения;
  • г) определенные творческие достижения;
  • д) хорошую должность;
  • е) самостоятельность и независимость;
  • ж) авторитет и уважение коллег;
  • з) высокий профессиональный уровень.

13. Больше всего мне нравится, когда:

  • а) нет насущных забот;
  • б) кругом - комфортное, приятное окружение;
  • в) кругом - оживление, веселая суета;
  • г) предстоит провести время в веселом обществе;
  • д) испытываю чувство соревнования, риска;
  • е) испытываю чувство активного напряжения и ответственности;
  • ж) погружен в свою работу;
  • з) включен в совместную работу с другими.

14. Когда меня постигает неудача, не получается того, что я очень хочу:

  • а) я расстраиваюсь и долго переживаю;

66

  • б) стараюсь переключиться на что-нибудь другое, приятное;
  • в) теряюсь, злюсь на себя;
  • г) злюсь на то, что мне помешало;
  • д) стараюсь оставаться спокойным;
  • е) пережидаю, когда пройдет первая реакция, и спокойно анализирую, что произошло;
  • ж) стараюсь понять, в чем я сам был виноват;
  • з) стараюсь понять причины неудачи и исправить положение.

Обработка результатов

Ответы испытуемого (мнение по утверждениям) переводятся в баллы:

  • "+" - 2 балла;
  • "=" - 1 балл;
  • "-"; "?" - 0 баллов.

Баллы суммируются по следующим шкалам:

  • "жизнеобеспечение" (Ж),
  • "комфорт" (К),
  • "социальный статус" (С),
  • "общение" (О),
  • "общая активность" (Д),
  • "творческая активность" (ДР),
  • "социальная полезность" (ОД).

Ключ к шкалам

Шкала "жизнеобеспечение" (Ж) - 1а, б; 2а; 3а; 4е; 5а; 6з; 8а; 10д; 11а; 12а.
            Перевод в проценты ∑ (сумма баллов) × 4,54 = %.

Шкала "комфорт" (К) - 2б, в; 3б; 4з; 5б, в; 7а; 9а; 11б, в; 12в.
            Перевод в проценты ∑ (сумма баллов) × 9,09 = %.

Шкала "социальный статус" (С) - 1е; 2г; 7в, г, 8в, з; 9в, г, е; 10г; 11д; 12д, е.
            Перевод в проценты ∑ (сумма баллов) × 3,84 = %.

Шкала "общение" (О) - 1в; 2д; 3в; 4б; 6в; 7б, з; 8б, г; 9д, з; 10а; 11г; 12в.
            Перевод в проценты ∑ (сумма баллов) × 3,57 = %.

Шкала "общая активность" (Д) - 1г, з; 4а, г; 5з; 6а, б, г; 7д; 9б; 10в; 12з.
            Перевод в проценты ∑ (сумма баллов) × 4,16 = %.

67

Шкала "творческая активность" (ДР) - 1ж, з; 2е, ж; 3ж; 4д; 5д, е; 6е; 7е, ж; 8д, ж; 10ж; 11з, 12г.
            Перевод в проценты ∑ (сумма баллов) × 3,12 = %.

Шкала "социальная полезность" (ОД) - 1д; 2з; 3г, д; 4в, ж; 5г, ж; 6ж; 8е; 9ж; 10б, е; 11е, ж; 12ж.
            Перевод в проценты ∑ (сумма баллов) × 3,12 = %.

Сумма всех балловx по шкалам Ж, К, С, О характеризует общежитейскую направленность личности, а сумма баллов по шкалам Д, ДР, ОД характеризует рабочую направленность личности.

Затем строятся мотивационные профили, при этом по горизонтали обозначаются шкалы, по вертикали - баллы.

Выводы

Если опрашиваемый набирает наиболее высокие баллы по шкалам Д, ДР и ОД, то у него выражен "рабочий" мотивационный профиль личности, если наиболее высокие баллы (или такие же, как по другим шкалам) - по шкалам Ж, К, С, О, то у него выражен "общежитейский" мотивационный профиль.

68

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.