Методика В.Э. Мильмана позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечению комфорта и социального статуса и др. На основе всех ответов можно составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности.
61
Инструкция
Перед вами 14 утверждений, касающихся жизненных устремлений и некоторых сторон образа жизни человека. Просим вас высказать отношение к ним по каждому из 8-ми вариантов ответов (а, б, в, г, д, е, ж, з), проставив в соответствующих клетках бланка для ответов одну из следующих оценок каждого утверждения:
- "+" - "согласен с этим",
- "=" - "когда как",
- "-" - "нет, не согласен",
- "?" - "не знаю".
Старайтесь отвечать быстро, не задумывайтесь долго над ответами. Отвечайте на вопросы последовательно, от 1 а) до 14 з). Следите за тем, чтобы не путать клетки. На всю работу у вас должно уйти не более 20 минут.
Бланк для ответов
Дата......... Возраст........... Пол.............
Профессия............................................
Фамилия, имя и отчество..........................................
62
Текст опросника
1. В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов:
- а) "время - деньги". Нужно стремиться зарабатывать их больше;
- б) "главное - здоровье". Нужно беречь себя и свои нервы;
- в) свободное время нужно проводить с друзьями;
- г) свободное время нужно отдавать семье;
- д) нужно делать добро, даже если это дорого обходится;
- е) нужно делать все возможное, чтобы завоевать место под солнцем;
- ж) нужно приобретать больше знаний, чтобы понять причины и сущность того, что происходит вокруг;
- з) нужно стремиться открыть что-то новое, создать, изобрести.
2. В своем поведении на работе нужно следовать таким принципам:
- а) работа - это вынужденная жизненная необходимость;
- б) главное - не допускать конфликтов;
- в) нужно стремиться обеспечить себя спокойными, удобными условиями;
- г) нужно активно стремиться к служебному продвижению;
- д) главное - завоевать авторитет и признание;
- е) нужно постоянно совершенствоваться в своем деле;
- ж) в своей работе всегда можно найти интересное, то, что может увлечь;
- з) нужно не только увлечься самому, но и увлечь работой других.
3. Среди моих дел в свободное от работы время большое место занимают следующие дела:
- а) текущие, домашние;
- б) отдых и развлечения;
- в) встречи с друзьями;
- г) общественные дела;
- д) занятия с детьми;
- е) учеба, чтение необходимой для работы литературы;
- ж) "хобби";
- з) подрабатывание денег.
63
4. Среди моих рабочих дел много места занимают:
- а) деловое общение (переговоры, выступления, обсуждения и т.д.);
- б) личное общение (на темы, не связанные с работой);
- в) общественная работа;
- г) учеба, получение новой информации, повышение квалификации;
- д) работа творческого характера;
- е) работа, непосредственно влияющая на заработок (сдельная, дополнительная);
- ж) работа, связанная с ответственностью перед другими;
- з) свободное время, перекуры, отдых.
5. Если бы мне добавили дополнительный выходной день, я бы, скорее всего, потратил его на то, чтобы:
- а) заниматься текущими домашними делами;
- б) отдыхать;
- в) развлекаться;
- г) заниматься общественной работой;
- д) заниматься учебой, получать новые знания;
- е) заниматься творческой работой;
- ж) делать дело, в котором чувствуешь ответственность перед другими;
- з) делать дело, дающее возможность заработать.
6. Если бы у меня была возможность полностью по-своему планировать рабочий день, я бы стал скорее всего заниматься:
- а) тем, что составляет мои основные обязанности;
- б) общением с людьми по делам (переговоры, обсуждения);
- в) личным общением (разговорами, не связанными с работой);
- г) общественной работой;
- д) учебой, получением новых знаний, повышением квалификации;
- е) творческой работой;
- ж) работой, в которой чувствуешь пользу и ответственность;
- з) работой, за которую можно получить больше денег.
7. Я часто разговариваю с друзьями и знакомыми на такие темы:
64
- а) где, что можно купить, как хорошо провести время;
- б) об общих знакомых;
- в) о том, что вижу и слышу вокруг;
- г) как добиться успеха в жизни;
- д) о работе;
- е) о своих увлечениях ("хобби");
- ж) о своих успехах и планах;
- з) о жизни, книгах, кинофильмах, политике.
8. Моя работа дает мне, прежде всего:
- а) достаточные материальные средства для жизни;
- б) общение с людьми, дружеские отношения;
- в) авторитет и уважение окружающих;
- г) интересные встречи и беседы;
- д) удовлетворение непосредственно от самой работы;
- е) чувство своей полезности;
- ж) возможность повышать свой профессиональный уровень;
- з) возможность служебного продвижения.
9. Больше всего мне хочется бывать в таком обществе, где:
- а) уютно, хорошие развлечения;
- б) можно обсудить волнующие тебя рабочие вопросы;
- в) тебя уважают, считают авторитетом;
- г) можно встретиться с нужными людьми, завязать полезные связи;
- д) можно приобрести новых друзей;
- е) бывают известные заслуженные люди;
- ж) все связаны общим делом;
- з) можно проявить и развить свои способности.
10. Я хотел бы на работе быть рядом с такими людьми:
- а) с которыми можно поговорить на разные темы;
- б) которым мог бы передавать свой опыт и знания;
- в) с которыми можно больше заработать;
- г) которые имеют авторитет и вес на работе;
- д) которые могут научить чему-нибудь полезному;
65
- е) которые заставляют Тебя становиться активнее на работе;
- ж) которые имеют много знаний и интересных идей;
- з) которые готовы поддержать тебя в разных ситуациях.
11. К настоящему времени я имею в достаточной степени:
- а) материальное благополучие;
- б) возможность интересно развлекаться;
- в) хорошие условия жизни;
- г) хорошую семью;
- д) возможности интересно проводить время в обществе;
- е) уважение, призвание и благодарность других;
- ж) чувство полезности для других;
- з) созданного чего-то ценного, полезного.
12. Я думаю, что, занимаясь своей работой, имею в достаточной степени:
- а) хорошую зарплату, другие материальные блага;
- б) хорошие условия для работы;
- в) хороший коллектив, дружеские взаимоотношения;
- г) определенные творческие достижения;
- д) хорошую должность;
- е) самостоятельность и независимость;
- ж) авторитет и уважение коллег;
- з) высокий профессиональный уровень.
13. Больше всего мне нравится, когда:
- а) нет насущных забот;
- б) кругом - комфортное, приятное окружение;
- в) кругом - оживление, веселая суета;
- г) предстоит провести время в веселом обществе;
- д) испытываю чувство соревнования, риска;
- е) испытываю чувство активного напряжения и ответственности;
- ж) погружен в свою работу;
- з) включен в совместную работу с другими.
14. Когда меня постигает неудача, не получается того, что я очень хочу:
- а) я расстраиваюсь и долго переживаю;
66
- б) стараюсь переключиться на что-нибудь другое, приятное;
- в) теряюсь, злюсь на себя;
- г) злюсь на то, что мне помешало;
- д) стараюсь оставаться спокойным;
- е) пережидаю, когда пройдет первая реакция, и спокойно анализирую, что произошло;
- ж) стараюсь понять, в чем я сам был виноват;
- з) стараюсь понять причины неудачи и исправить положение.
Обработка результатов
Ответы испытуемого (мнение по утверждениям) переводятся в баллы:
- "+" - 2 балла;
- "=" - 1 балл;
- "-"; "?" - 0 баллов.
Баллы суммируются по следующим шкалам:
- "жизнеобеспечение" (Ж),
- "комфорт" (К),
- "социальный статус" (С),
- "общение" (О),
- "общая активность" (Д),
- "творческая активность" (ДР),
- "социальная полезность" (ОД).
Ключ к шкалам
Шкала "жизнеобеспечение" (Ж) - 1а, б; 2а; 3а; 4е; 5а; 6з; 8а; 10д; 11а; 12а.
Перевод в проценты ∑ (сумма баллов) × 4,54 = %.
Шкала "комфорт" (К) - 2б, в; 3б; 4з; 5б, в; 7а; 9а; 11б, в; 12в.
Перевод в проценты ∑ (сумма баллов) × 9,09 = %.
Шкала "социальный статус" (С) - 1е; 2г; 7в, г, 8в, з; 9в, г, е; 10г; 11д; 12д, е.
Перевод в проценты ∑ (сумма баллов) × 3,84 = %.
Шкала "общение" (О) - 1в; 2д; 3в; 4б; 6в; 7б, з; 8б, г; 9д, з; 10а; 11г; 12в.
Перевод в проценты ∑ (сумма баллов) × 3,57 = %.
Шкала "общая активность" (Д) - 1г, з; 4а, г; 5з; 6а, б, г; 7д; 9б; 10в; 12з.
Перевод в проценты ∑ (сумма баллов) × 4,16 = %.
67
Шкала "творческая активность" (ДР) - 1ж, з; 2е, ж; 3ж; 4д; 5д, е; 6е; 7е, ж; 8д, ж; 10ж; 11з, 12г.
Перевод в проценты ∑ (сумма баллов) × 3,12 = %.
Шкала "социальная полезность" (ОД) - 1д; 2з; 3г, д; 4в, ж; 5г, ж; 6ж; 8е; 9ж; 10б, е; 11е, ж; 12ж.
Перевод в проценты ∑ (сумма баллов) × 3,12 = %.
Сумма всех балловx по шкалам Ж, К, С, О характеризует общежитейскую направленность личности, а сумма баллов по шкалам Д, ДР, ОД характеризует рабочую направленность личности.
Затем строятся мотивационные профили, при этом по горизонтали обозначаются шкалы, по вертикали - баллы.
Выводы
Если опрашиваемый набирает наиболее высокие баллы по шкалам Д, ДР и ОД, то у него выражен "рабочий" мотивационный профиль личности, если наиболее высокие баллы (или такие же, как по другим шкалам) - по шкалам Ж, К, С, О, то у него выражен "общежитейский" мотивационный профиль.
68