|
|
|
|
|
Самоотношение активно защищается сознанием, что проявляется в различных психологических механизмах, на что обратил внимание психоаналитик З. Фрейд. Исходя из представления личности как совокупности трех составляющих сознания: Супер-Эго, Эго и Ид, он обосновал основные механизмы такой защиты.
Вытеснение представляет собой механизм, при котором неприятная информация (или информация, которая плохо характеризует личность (Супер-Эго), вытесняется из реального Я (Эго) в подсознание
40
(Ид) где во время сна происходит ее переработка в виде каких-либо сновидений. Очень часто механизм вытеснения присутствует у демонстративных людей, причем неугодная информация просто забывается. Когда человеку напоминают о ней, он обижается на то, что его пытаются уличить в непорядочности (или плохой памяти) - здесь защита идет по принципу "Я - хороший, вы - плохие" или "То, что плохая память - это не означает, что я плохой".
Рационализация как психологическая защита самоотношения идет с обаацоснованием того, почему это не пригодно для сверхнормативного Супер-Эго. Эго, чтобы сохранить самоуважение, самоуверенность, самопринятие, полученную информацию обесценивает и естественно, становится, что такая информация опять вытесняется в подсознание (Ид) как не заслуживающая внимания. Классический пример из басни И.Крылова "Лиса и виноград", когда не в состоянии достать и полакомиться виноградом, Лиса обосновывает свою несостоятельность тем, что виноград еще зеленый и будет оскомина. Защита своей самопоследовательности (логичность, слово не расходится с делом), самопринятия сопровождается принципом "Умный в гору не пойдет", "Ты же умный, для того чтобы не делать глупость".
Близок к этому и механизм замещения, но различие заключается в том, чтобы хоть как-то удовлетворить свои стремления, один предмет потребности заменяется другим. Например, отсутствие материальных средств на покупку автомашины объясняется тем, что она не приспособлена к нашим условиям климата, плохим дорогам и т.п. и вместо этой марки можно купить более подходящую и дешевле ("Запорожец").
В данном случае, самообвинение остается на прежнем уровне, а другие составляющие самоотношения не затрагиваются, и даже в результате такого механизма человек укрепляет самоуверенность ("Я оказался прав").
Механизм компенсации тоже похож на рационализацию, но вместо замены предмета потребности Эго предлагает какой-то вид практической деятельности ("Не стоит отвлекаться по пустякам") и Супер-Эго соглашается с этим, а неприемлемая ситуация уходит на уровень Ид (подсознательное). Сознание осуществляет защиту исходя
41
из того, что "Работа (деятельность) более значима, поэтому другие точно обратят на вас внимание".
При проекции происходит первичное вытеснение информации, которая не удовлетворяет Супер-Эго в подсознание, но при этом остается незначительная ее часть в Супер-Эго и в Эго как маркер. Как только сверхнормативное Супер-Эго обнаруживает (сигнализирует маркер) в другом человеке признаки неприемлемой ситуации (информации), происходит активизация по уничтожению ее. Очень часто этот механизм можно наблюдать в родительской, административной среде - воспитание. "В себе этого мало (или совсем нет), с этим покончено, а здесь опять неприятность появляется", "Промыли кости кому-то".
Суть механизма "реактивного образования" базируется на слабом вытеснении отрицательной информации в подсознание и особым пристальным контролем за ней со стороны Супер-Эго. Но аккумулированность ее в реальном Эго прорывается в виде оговорок, обмолвок, подчеркнутом внешнем внимании (благосклонности) к какому-либо человеку, т.е. Супер-Эго держит (Эго) человека в конвенциально-ролевой позиции. При длительной работе этого механизма возможны соматические заболевания: гипертония, язва и т.п. Проблема из психологического уровня переходит на биологический, таким образом вместо неприемлемой информации реальное Эго вынуждено заниматься соматическим здоровьем человека.
Механизм отрицания реальности основан на установке неприемлемости реальности. Супер-Эго настроено на отрицание в виду того, что реальное Эго не способно сразу адекватно проанализировать информацию, поступающую из внешнего мира, и этим отрицанием отсрочивается время для ее обработки. По мере проработки информации (частями) Супер-Эго соотносит информацию (через споры, доказательства) с принятыми нормами. Внешне это проявляется в презентации человека на необычность мышления, глубину понимания ("Я не принимаю это потому, что хочу понять почему...").
Регрессия как механизм психологической защиты основана на ослабленном контроле Супер-Эго. В результате этого поведение человека приобретает элементы детства. В социальном аспекте это весельчак, пользующийся ролью шута и клоуна.
42
ОПРОСНИК КАЛЛЕРМАН-ПЛУТЧЕКА для выявления механизмов психологической защиты
Инструкция испытуемому: "Прочитайте приведенные ниже высказывания. Выбирайте из них те, которые соответствуют вашему поведению и состоянию и отметьте их в бланке для ответов. Помните: здесь нет ни "плохих" ни "хороших" ответов. Здесь важно ваше первое мнение.
- Я сговорчивый человек.
- Я сплю больше, чем мои знакомые.
- Я всегда нахожу человека, на которого хочу походить.
- Если меня лечат, я стараюсь узнать, почему не все это делают.
- Если я чего-нибудь захочу, не могу дождаться, пока это не получу.
- Я часто краснею.
- Одно из самых больших моих достоинств - сдержанность.
- Иногда у меня появляется желание пробить стену кулаком.
- Я - не сдержанный.
- Если меня кто-нибудь затянет в толпу людей, я готов его за это прибить.
- Я редко запоминаю сны.
- Меня злят люди, которые командуют другими людьми.
- Мне часто бывает плохо.
- Я - высоконравственный человек (более, чем большинство других).
- Чем больше я приобретаю имущества, тем счастливее себя ощущаю.
- Я всегда нахожусь в центре своих размышлений, мечтаний.
- Мне даже неловко от мысли, что члены моей семьи ходили бы голыми.
- Люди мне говорили, что часто хвастаюсь.
- Если меня кто-нибудь отвергает, у меня никогда не появляется желания покончить с жизнью из-за этого.
- Мне кажется, что я нравлюсь многим, и некоторые люди мной любуются.
- Я иногда был так ожесточен, что даже бил вещи.
- Меня очень раздражают люди, которые сочиняют всякие сплетни.
- Как правило, я вижу лучшую сторону жизни.
- Я хочу, и все время стараюсь с помощью физзарядки и специальных упражнений изменить свой внешний облик.
43
- Иногда хочется, чтобы атомная бомба уничтожила весь мир.
- Я не суеверный.
- Мне говорили, что я бываю импульсивным.
- Меня раздражают люди, которые рисуются перед другими людьми.
- Ненавижу недружелюбных.
- Я очень стараюсь никого не обидеть.
- Я из тех людей, которые не плачут.
- Я очень много курю, постоянно пью крепкий чай, кофе и т.п.
- Мне очень трудно расстаться с тем, что мне принадлежит.
- Я плохо запоминаю лица.
- Мне очень нравятся физические ласки.
- Я с трудом запоминаю фамилии.
- Если мне кто-нибудь мешает, я ему ничего не говорю, но сразу же жалуюсь на него кому-нибудь.
- Если я даже знаю, что я прав, то все равно люблю выслушивать разные мнения по обсуждаемому вопросу.
- Как правило, люди мне не надоедают.
- Я не могу спокойно усидеть на месте длительное время.
- Я мало что помню из своего детства.
- Я долго не замечаю плохие стороны людей.
- Прежде чем сердиться, надо хорошо все обдумать.
- Другие говорят, что я доверчивый.
- Мне неприятны люди, которые одним прыжком достигают своей цели.
- Неприятные вещи я стараюсь выбросить из головы.
- Я не теряю оптимизма почти никогда.
- Перед путешествием, поездкой я обдумываю каждую мелочь.
- Иногда я сам вижу, что сержусь на кого-нибудь больше, чем надо.
- Если дела идут не по моему желанию, я иногда становлюсь угрюмым.
- Во время спора я люблю другим указывать на ошибки в их рассуждениях.
- Если мне брошен вызов, то у меня появляется сильное желание его принять.
- Неприятные фильмы меня бесят.
44
- Я раздражаюсь, если на меня не обращают внимания.
- Люди говорят про меня, что я неэмоциональный (холодный) человек.
- Приняв какое-нибудь решение, я даже после этого обдумываю его.
- Если кто-нибудь говорит, что моих способностей недостаточно, чтобы сделать что-либо, то я обязательно стараюсь сделать это.
- Когда я вожу автомобиль или еду на автомобиле, то мне иногда хочется зацепить или разбить другую машину.
- Многие люди меня раздражают, потому что они эгоисты.
- Уезжая в отпуск, я всегда беру с собой работу.
- Я брезгую некоторыми пищевыми продуктами.
- Я грызу ногти.
- Говорят, что я обхожу проблемы стороной.
- Я много выпиваю (алкогольных напитков).
- Я возмущаюсь, когда слышу вульгарный юмор.
- Мне иногда снятся вещи, вызывающие неприязнь.
- Карьеристы меня раздражают.
- Я много вру.
- Я брезгую порнографией.
- Из-за моего плохого характера я имел неприятности на работе.
- Больше всего я ненавижу несчастных людей.
- Разочарование в чем-либо приводит меня в плохое настроение.
- Если я услышу или прочитаю о какой-нибудь неприятности, то на меня это никогда не действует.
- Прикосновение к слизистому вызывает у меня отвращение.
- Когда я в приподнятом настроении, начинаю вести себя как ребенок.
- Я все-таки много спорю с людьми.
- Я никогда не расстраиваюсь во время похорон, даже если нахожусь в одном помещении с покойным.
- Не люблю людей, которые стараются быть в центре внимания.
- Многие люди меня раздражают.
- Мыться не в своей ванной для меня настоящее мучение.
- Мне очень трудно произнести неприличные (нецензурные) слова.
- Меня раздражает, когда нельзя доверять людям.
- Хочу, чтобы люди говорили, что я сексуально привлекательный.
45
- Что бы я не начал, я никогда не заканчиваю.
- Я стараюсь носить такую одежду, чтобы выглядеть более привлекательно.
- Мои моральные принципы намного выше, чем у многих моих знакомых.
- В спорах мои аргументы бывают более логичными, чем у многих моих знакомых.
- Люди низкой морали мне неприятны.
- Если кто-нибудь на меня налетит или заденет, я бешусь.
- Я часто влюбляюсь.
- Говорят, что я во всех вопросах бываю слишком объективным.
- Увидев окровавленного человека, я нисколько не волнуюсь.
Ключ к опроснику Каллермана-Плутчека
- РЕАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ: 17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86 ... × 10 = ...%
- ОТРИЦАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ: 1, 20, 23 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90 ... × 9,1 = ...%
- ЗАМЕЩЕНИЕ: 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89 ... × 10 = ...%
- РЕГРЕССИЯ: 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84 ... × 5,9 = ...%
- КОМПЕНСАЦИЯ: 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85 ... × 10 = ...%
- ПРОЕКЦИЯ: 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88 ... × 8,3 = ...%
- ВЫТЕСНЕНИЕ: 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92 ... × 10 = ...%
- РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ: 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91 ... × 8,3 = ...%
46
|
|
|
|
|
|