Для работы выдается бланк самооценки личности:
Первая инструкция: Прочтите внимательно все слова, характеризующие качества личности. Рассмотлоитепциальной значими, желательности. Оцените каждое из них в пределах от 20-ти до 1-го балла. Оценку "20" проставьте в графе N1, слева от того качества, которое, по Вашему мнению, является самым желательным, полезным, значимым; оценку "1" - слева от качества, которое менее всех желательно, полезно, значимо; оценки от "2" до "19" расположите в соответствии с Вашим отношением ко всем остальным качествам. Помните, что ни одна оценка не должна повторяться.
Когда выполните это задание, загните или прикройте левую часть бланка с оценками таким образом, чтобы они не были видны.
30
Вторая инструкция: В графе 2 справа отметьте оценкой "20" качество, которое, как Вы считаете, присуще Вам в наибольшей степени. Оценкой "19" - качество, присущее Вам несколько меньше, и т.д.; наконец, оценкой "1" - качество, характерное для Вас в наименьшей степени. Помните, что оценки не должны повторяться.
Для завершения работы:
- а) отогните или раскройте левую часть бланка;
- б) начиная с верхней строки, из оценки, стоящей слева, вычтите оценку, стоящую справа;
- в) результат запишите в графе d;
- г) возведите его в квадрат и этот результат запишите в графе d 2;
- д) сложите все значения квадратов;
- е) запишите внизу этого столбика полученную сумму;
- ж) помножьте полученную сумму на 0,00075;
- з) из единицы вычтите полученное произведение.
В итоге Вы определили коэффициент ранговой корреляции, который может иметь значение от +1 до -1. Он выражает характер и тесноту связи между отношением человека к качествам, названным в бланке, и самооценкой тех же качеств у самого себя. Чем ближе коэффициент корреляции к +1, тем выше самооценка личности и наоборот.
Идеальная самооценка равна 0,5 , что бывает редко.
Самооценку до 0,65 принято считать нормативной, но, например, для профессиональных спортсменов характерна высокая самооценка в пределах 0,62- 0,85.
Завышенная самооценка может свидетельствовать о некритичном отношении человека к самому себе и служить конфликтогенным фактором.
31